Бас, бас, нам нужен бас: Рекомендации при покупке сабвуфера

Дата: 12.02.14 | Адрес: http://кинодом.рф/articles/text.asp?id=884
Автор русского текста: Ольга Буракова, специально для Кинодом
Автор: Thomas Schörner
По материалам: Bass, Bass, wir brauchen Bass: Tipps zum Kauf von Subwoofern

Мюнхен (dpa/tmn)Это как бутерброд без масла: без солидных басов, лучше всего из сабвуфера, домашняя аудиосистема никогда не покажет настоящей глубины звучания. Поэтому при покупке и установке следует обратить внимание на некоторые важные моменты.  

Хороший сабвуфер сможет превратить вашу комнату в концертный зал или кинозал. При этом речь не о максимально громких басах. «Хорошего сабвуфера в общем-то и не должно быть слышно», - говорит Аксель Грюнинг из специализированного магазина Hi-Fi-Concept. Только при его отключении от общей акустической системы должна быть заметна потеря качества. «Задачей хорошего сабвуфера является не простое воспроизведение низких частот, а, скорее, пространственное построение сцены и поддержка необходимой тональности», поясняет эксперт в области аудио. Лишь при просмотре кинокартин от него потребуется дополнительная мощность: «Именно сабвуфер будет воспроизводить топот динозавров в домашнем кинотеатре».

Рекомендации при покупке сабвуфера

Сабвуферы бывают активными и пассивными. Первые имеют заметное численное превосходство на рынке, они оборудованы собственным усилителем мощности, однако, для их подключения нужна дополнительная розетка. Более редкие, пассивные решения соединяются с внешним усилителем. «Такие варианты можно найти только в крайних случаях: либо среди старого лома, либо в рамках очень дорогих и качественных решений».

Мембрана – главный элемент любого сабвуфера. Если она направлена вперед, то мы говорим о корпусе «front fire», если же мембрана расположена на нижней панели, то это уже «down fire». Кроме того, корпус может быть либо закрытого, либо фазоинверторного типа. У последних отверстие в корпусе (порт фазоинвертора) усиливает резонанс. Большинство сабов имеют возможность дополнительного подключения к выходу предусилителя. Небольшое же количество производителей специально конструируют свои сабвуферы под подключение к выходам для акустических систем.

Абсолютно все перечисленные системы имеют свои достоинства и недостатки, утверждает Аксель Грюнинг, поэтому невозможно определить четкое преимущество того или иного конструкторского принципа. Вот почему покупатель должен решить сам, звучание какого типа сабвуфера будет лучше соответствовать его личным предпочтениям и какой лучше всего подойдет к сего системе.

Звук будет зависеть не только от самого сабвуфера, но и от его положения в комнате. Обсуждению этого вопроса посвящено немалое количество интернет-форумов. Единственное, в чем мнения сходятся – сабвуфер нужно ставить на устойчивую горизонтальную поверхность, которая не должна вибрировать. Аксель Грюнинг предлагает при установке применять следующую методику. Сначала сабвуфер устанавливают туда, где позже будет сидеть слушатель. Затем запускают проигрывание композиции, насыщенной басами, и передвигаются по комнате в поисках места, где звучание было бы оптимальным. Именно на это место следует потом установить сабвуфер.

Институт информации для потребителей Stiftung Warentest в своем журнале «Test» (выпуск 12/2013) дает дополнительную рекомендацию не ставить сабвуфер слишком близко к стене или в самый угол комнаты, потому что низкие частоты в таком случае получают дополнительное ненужное усиление. Если нравится, можно использовать более одного устройства: «Несколько небольших сабвуферов, например, два, выставленных по диагонали помещения, часто дают лучший эффект, чем один большой», - поясняет Грюнинг.

За один хороший сабвуфер пользователю приходится выкладывать далеко не одну сотню евро. Журнал «Audio» в номере 11/2013 проводил тестирование сабов различных ценовых категорий. Наилучшее соотношение цены и производительности продемонстрировали два из них, стоимость этих моделей колеблется в диапазоне от 500 до 1000 евро. Те, кто ценит качество и имеет возможность, могут приобрести и более дорогое устройство: лидером тестирования стал сабвуфер стоимостью в 3 000 евро.

Но даже дорогой сабвуфер, выставленный в идеальной позиции, будет звучать плохо при слишком высоком уровне громкости. «Не только дилетанты обычно выставляют около 300% необходимой громкости, но даже специалисты, не применяющие автоматическую калибровку, чаще всего останавливаются на громкости, на 75% превышающей норму», - критически отмечает Аксель Грюнинг. Вместо этого он рекомендует следующее: «Уменьшайте громкость до тех пор, пока вам не покажется, что звук саба перестал быть слышным». Напомним, что более дорогие устройства имеют функцию автоматической калибровки акустики, и слушателю не придется заниматься этим вручную.

Если вы не будете накручивать басы на максимум, то не только получите более качественное звучание, но и сбережете нервы соседей. Воспроизведение музыки с очень низкими частотами запрещено в многоквартирных домах. «Конечно, пока нет никаких четких предписаний ни о разрешенной громкости, ни о допустимых басах», - говорит Ульрих Роперц, представитель организации по правам квартиросъемщиков в Берлине. Если мы говорим о громкой музыке, то правила не могут касаться только количества децибел. «Решающим здесь становится вопрос о том, когда и какого рода шум вы производите», - поясняет Роперц. Так, громкость музыки должна быть уменьшена после 22 часов до умеренного уровня, мощные установки и грохочущие басы не могут стать исключением. 

Томас Шёрнер, dpa
(немецкое информационное агентство)