Часть 2: Выпускают ли производители акустических систем собственные драйверы?

Дата: 24.08.13 | Адрес: http://кинодом.рф/articles/text.asp?id=826


Сегодня компании в США, Канаде, Великобритании или Германии крайне редко сами производят драйверы. Они даже не собирают их на собственных заводах. Как правило, инженеры «разрабатывают» драйверы, а затем уже другие компании «изготавливают их на заказ». Взгляните на публикации ваших любимых супер продвинутых компаний-производителей акустики. Почти все они делают подобные заявления.

Но этот факт никоим образом не сказывается на процессе разработки и вовсе не умаляет добрые намеренья большинства производителей АС. Компании с хорошей репутацией обладают современной проектировочной базой и широкими возможностями виртуального моделирования в родной стране, а большинство лидеров индустрии помимо этого также имеют продуманную систему измерений и оценки качества продукции. Просто в сегодняшней экономической ситуации и при современной стоимости труда гораздо выгоднее производить товар в другой стране – обычно в Китае.   

Сборочная линия сабвуферов

Поэтому на данный момент процесс производства скорее выглядит так: опираясь на спецификацию проекта изделия, а также принимая в расчет все, что необходимо для успешной реализации продукта, инженеры-проектировщики решают, нужны ли для данного проекта новые типы драйверов, или же существующие варианты из предыдущих проектов вполне подойдут.

Предположим, отдел маркетинга компании предложил выпускать полочную АС, внутренний объем которой не превышает 0,02 кубических метра, а максимальная глубина достигает 30,5 см, так что она без проблем разместится на полке. Все тот же отдел маркетинга путем исследования рынка выяснил, что основные конкуренты компании имеют предложения в предполагаемой ценовой категории с характеристиками не ниже -3 дБ при 55 Гц. Тогда этот отдел обращается в инженерный отдел и говорит «нам нужна полочная АС с характеристиками -3 дБ  45 Гц, чтобы мы могли заявить о реальной разнице в звучании, которую можно почувствовать. И нам не нужен продукт с огромным энергопотреблением – уложитесь, по крайней мере, в 86 дБ 2.83 вольт на 1м. И еще, не раздувайте бюджет проекта за счет установки более крупного и дорогого магнита, способного обеспечить более высокий Bl-фактор. Ах да, эта полочная акустика нам нужна через 6 месяцев, чтобы в отпуск вовремя пойти. Так когда же можно будет послушать первый прототип?»

Пропустив стаканчик-другой односолодового виски, инженеры решают, что здесь потребуется совершенно новый тип НЧ-драйвера. Итак, они скрупулезно разрабатывают вариант, который оптимизирует все переменные, решают уменьшить магнитный зазор для того, чтобы магнитное поле в нем было достаточно сильным для создания нужной чувствительности (сделать магнитный зазор как можно меньше – задача непростая, но они будут всячески добиваться этого от поставщиков), планируют использовать более эластичное обрамление динамика и особую центрирующую шайбу для того, чтобы значение FAR могло быть низкими даже несмотря на то, что конус должен быть достаточно легким, чтобы оставаться чувствительным (и все эти требования противоречат друг другу – добро пожаловать в мир кошмаров инженеров-проектировщиков!).

И вот, когда дизайн, наконец, завершен, инженеры отправляют характеристики и требования иностранным поставщикам.  Теперь им не терпится посмотреть, что же они получат в результате. Это всегда сюрприз, и чаще всего неприятный. 

Спустя 6 недель ожидания приходит посылка с тремя образцами прототипов НЧ-драйверов. Это полный провал. Значение FAR слишком высокое.  Магнитный зазор уж очень большой. Магнит чересчур массивный. На частоте 1500 Гц происходит всплеск 6 дБ вызванный отражением от края.  Создается впечатление, что поставщик даже не пытался учесть все тонкости дизайна, которые американская компания указала в требованиях, и просто отправил какой-то стандартный НЧ-драйвер.

Разумеется, именно так поставщик и поступил.

Многие заокеанские поставщики драйверов, среди которых есть и достаточно известные бренды, от которых преданные фанаты пребывают в неописуемом восторге, вначале идут по легкому пути. И делают они это потому, что иногда это срабатывает. Если драйвер - «почти то, что надо», американская компания немного поработает с ним и доведет его до ума путем несложных манипуляций с кроссовером или другой деталью.  

Но если американская компания выражает категорическое несогласие, то поставщик все-таки принимается за работу и выполняет все точно согласно изначальным требованиям.  (Точнее, старается сделать все от него зависящее. Языковой барьер весьма пагубно сказывается на процессе переговоров, особенно когда речь заходит о мельчайших деталях. Внезапно выясняется, что поставщик не понимает по-английски, когда его просят выполнить что-то трудоемкое, требующее много времени или очень сложное. Любопытно, что когда речь заходит выставлении счета и его оплате, языковые навыки волшебным образом улучшаются и понимание становится стопроцентным).      

Наконец приходят исправленные прототипы НЧ-драйверов. Выглядят они превосходно. Показатели что надо. Американская компания приятно взволнована, предчувствуя возможность благополучной реализации проекта. Две компании заключают официальное соглашение о том, что получившийся драйвер является эксклюзивной интеллектуальной собственностью только их двоих и о том, что поставщик не будет изготавливать и/или продавать его кому-либо еще.

Но поставщик заявляет, что такие НЧ-драйверы невероятно сложны в производстве и стоимость их будет на 30% выше первоначально оговоренной. Самые первые варианты, которые они высылали (те, которые ни на что не годились), стоили именно столько, сколько планировалось изначально.

Добро пожаловать в реальный мир производства продукции. И что вы сделаете?  «Проглотите» увеличение цены и ничего не заработаете на полученной продукции? Поднимите розничную цену на продукцию и потеряете преимущество на рынке? Попробуете поделить разницу?  

Пройдя через, казалось бы, все неприятные моменты и  получив, наконец, тот дизайн, который был нужен, многие производители акустики думают, что теперь то они имеют «право» заявить – «Это наш драйвер»! Именно отсюда исходит наибольшее количество тех самых заявлений о том, что «мы производим свои драйверы».  

Но не стоит забывать об одном маленьком, но существенном нюансе. Помните то самое официальное соглашение, согласно которому поставщик не буде производить или продавать этот драйвер третьим лицам? Все это так, но лишь при одном условии: «если компания-производитель акустических систем обязуется приобретать, по крайней мере,  xx,xxx штук в год».  Если же компания не будет выполнять условия соглашения и приобретет, хотя бы, на 1 штуку меньше, чем указано в соглашении, этот драйвер можно будет купить уже через любой из существующих каталогов или у многочисленных поставщиков через интернет. Зачастую, по внешнему виду драйвера без труда можно определить, кто именно его разработал, что делает такой товар еще более популярным и ходовым. Получается, что, зарубежный поставщик неплохо зарабатывает, продавая драйвер. Такие поставщики тратят много времени и сил на то, чтобы отладить производственные линии, приобретают нужное оборудование, а свою запланированную прибыль они закладывают в продажу xx,xxx штук и таким образом амортизируют стоимость. Если компания-производитель акустических систем не покупает драйверы, поставщик продает их другим, а точнее сказать, любым заинтересованным лицам, как и произошло в подобной ситуации с компанией Dayton Audio. 

Поставщик может бесчисленное количество раз лишь слегка модифицировать «эксклюзивный» драйвер таким образом, чтобы заказчик снова и снова возвращался к нему. Ведь на карту поставлено будущее, и поставщик внимательно следит за тем, чтобы американская, канадская или британская компания не обратилась в следующий раз к другому  китайскому поставщику с просьбой создать эксклюзивный драйвер. ВЧ-драйвер от Dayton является отличным примером тому: очень похожий продукт, общие характеристики которого схожи с теми, которыми обладает драйвер от известного производителя, при этом имеющий достаточно отличий для того, чтобы и поставщик, и компания-заказчик смело могли заявить, что это не совсем одно и то же.  В этом и заключается «перетягивание каната», которое изо дня в день происходит между заказчиком и поставщиком.

Dayton  Audio

2,5-см титановый купольный ВЧ-драйвер DC-25T от Dayton  Audio

Кропотливый процесс создания на самом деле оригинального драйвера, оценка большого количества присланных прототипов, ответные комментарии и многократные попытки исправить недочеты дают полное право компании-производителю АС в США, или Канаде, или Великобритании называть получившийся уникальный дизайн «своим».

Но существуют и другие ситуации, в которых заявление «мы производим собственные драйверы» звучит весьма неоднозначно.

У поставщиков драйверов есть огромные запасы делателей, которые можно доработать под любые нужды.  Компания может неоднократно обращаться к поставщику с просьбой «покрасить конусы в цвет «синий металлик»». НЧ-драйвер остается тем же, просто конус становится другого цвета. Да, выглядит он иначе, но звучит абсолютно так же и стоит столько же (ну может на пару центов дороже). То же можно проделать и с ВЧ-драйверами, окрасив их в металлик при помощи специальной спрей краски.  

«Наш эксклюзивный ВЧ-драйвер был специально спроектирован конструкторской группой нашей компании таким образом, чтобы гарантировать быстрый отклик и переходные характеристики лучших металлических куполов и при этом сохранять возможности демпфирования тканевого купола. Результатом нашей работы стало невероятно детализованное и яркое звучание, в котором нет жесткости типичной для металлических куполов».   

Ух ты! Звучит впечатляюще. «Наш эксклюзивный ВЧ-драйвер». Ну да, мы выбрали цвет краски из предложенных шести образцов. Теперь это «наш» ВЧ-драйвер. 

Заключение

Как вы понимаете, смысл фразы «мы делаем собственные драйверы» с годами изменился довольно сильно. Хотя в использовании коммерчески-доступных драйверов, по сути, нет ничего ужасного. Сейчас существует такое огромное количество компаний-производителей драйверов на любой вкус и цвет, что талантливый, а точнее сказать находчивый инженер-проектировщик сможет без особого труда подобрать то, что ему нужно и то, что будет соответствовать любым требованиям.

Иногда компании проектируют свой продукт и называют его «наш» драйвер. В других ситуациях можно поискать и среди уже доступных вариантов и, использовав найденный экземпляр, получить превосходные результаты. В конечном итоге, именно навыки и виденье инженера, разрабатывающего продукт определяют качество звучания вне зависимости от того где или каким образом драйверы были изготовлены.

Производство динамиков