Важные факторы при выборе проекционного экрана

Дата: 16.06.13 | Адрес: http://кинодом.рф/articles/text.asp?id=780
Автор русского текста: Ольга Буракова, специально для Кинодом
Автор: Christian Hill
По материалам сайта: DIGITAL fernsehen | Hintergrund • Gemälde aus Licht

Картины светом
Приобретение мощного проектора – это хорошее начало на пути к  воплощению мечты о домашнем кинотеатре. Однако достигнуть своей цели вы сможете лишь в том случае, если правильно выберете экран для проецирования. Эксперты журнала DIGITAL TESTED расскажут вам, на какие аспекты следует обратить особое внимание.

Важные факторы при выборе проекционного экрана

Ни в коем случае нельзя пытаться сэкономить на экране, ведь именно через него осуществляется связь между видеопроектором и зрителем. Если тип экрана не будет соответствовать условиям использования и целевому назначению, то даже самый дорогой и производительный проектор не сможет достойно продемонстрировать свои возможности. Чтобы неудачная покупка не обманула ваши ожидания, при выборе экрана нужно обратить внимание на следующие моменты.

День и ночь
Важным фактором при выборе проекционного экрана является учет особенностей помещения. Архитектура комнаты и ее площадь накладывают ограничения на выбор размера экрана. С одной стороны, размер экрана зависит от высоты стены, ведь для определенного формата при заданной высоте возможна строго определенная максимальная ширина. С другой стороны, оптимальный размер экрана зависит от мощности проектора и его оптических характеристик.

Для расчета максимально возможной площади экрана учитывается минимальное и максимальное фокусное расстояние проектора. Конечно, проектор можно установить и на большем расстоянии от экрана, но в этом случае ограничительным фактором становится мощность лампы проектора. Большинство производителей предлагают пользователям так называемую проекционную таблицу, где для определенной модели указаны оптимальные варианты соотношения размеров экрана и расстояния между проектором и экраном.

Проекционные экраны на рамеПроекционные экраны на раме изготавливаются из прочного материала, имеют специальные механизмы натяжения, так что приятному просмотру не помешают никакие досадные складки. Фото: Auerbach Verlag

Предполагаемое целевое назначение экрана является определяющим фактором при выборе формата экрана. Наилучшим компромиссным вариантом станет экран формата 16 : 9, именно этого соотношения сторон придерживается телевидение высокого разрешения HDTV, в этом же формате выпускаются многие кинофильмы. На таком экране без особых проблем можно также разместить изображение широко распространенного формата 4 : 3 (SDTV или PC) или кинопроекционного формата 21 : 9.

Нежелательный свет
На выбор материала экрана влияют не только такие факторы, как размер комнаты и расположение проектора, но и особенности архитектуры и оформления комнаты. При этом опять возникает вопрос о предполагаемом основном назначении большого экрана. Если вам нравится визуализировать информацию, выводить на экран изображения с различных источников, то, скорее всего, вы захотите поместить его в обычной жилой комнате. Такое решение повлияет и на выбор проектора, и на выбор соответствующего экрана.

Проблемой жилых комнат являются окна, а также светлые стены, отражающие свет. Этот рассеянный, паразитный свет смешивается со светом проекции, понижая уровень ее контрастности. Неплохим вариантом в этом случае будет приобретение экрана с повышенным коэффициентом усиления. Такие экраны собирают весь попадающий на них свет и отражают его в направлении зрителей, проекция на экране кажется более яркой и светлой.

Недостаток этого варианта: отражение с этого экрана в основном направлено в центр комнаты, поэтому для просмотра видео следует садиться перед экраном по центру, в противном случае различные фрагменты изображения могут быть видны с различными яркостными характеристиками, либо картинка вообще может показаться темной. Достоинством такого варианта станет обеспечение достойного качества изображения даже при дневном свете.

Экраны, усиливающие яркость
Как уже было сказано выше, при паразитной засветке некоторые технические уловки могут обеспечить бóльшую яркость проекции. Для этого на проекционное полотно напыляется специальный синтетический состав, который «собирает» весь посторонний свет и отражает его в направлении зрителей. Силу этого эффекта описывает величина, называемая коэффициентом усиления экрана. Коэффициент усиления белого матового экрана равен 1,0, экран с коэффициентом усиления 2,0 удваивает количество отраженного света. Недостатком такого экрана является ограниченный угол наблюдения, из-за этого сокращается количество возможных зрительных мест.

Если у вас есть возможность хорошо затемнять помещение, то нет надобности в таком экране, и выбор лучше остановить на классическом белом матовом варианте. Но не гонитесь за дешевизной: многие белые матовые экраны покрыты напылением из синтетического материала, которое дает блики, что портит качество проекции. Следите за тем, чтобы полотно не оказалось очень тонким, иначе оно будет пропускать слишком много света.

Это приведет к потере яркости изображения, кроме того, начнет раздражать освещенная зона позади проекционного экрана. При выборе цвета экрана следует учитывать степень паразитной засветки. Она появляется, когда свет попадает в помещение, отражается от стен и примешивается к свету, формирующему проекцию. Поэтому светлые стены комнаты будут оказывать негативное влияние на уровень контрастности изображения, несмотря на наличие затемнения.

PanamorphПри помощи специальных насадочных линз фильмы кинопроекционного формата 21 : 9 могут отображаться на весь экран без черных полей и без потерь в яркости. Фото: Panamorph

Спасти положение может экран серого цвета. Хоть это и кажется парадоксальным – ведь серый экран, естественно, несколько снижает яркость проекции, – но контрастность изображения при этом выигрывает в значительной степени, так как серая поверхность очень ограниченно воспринимает паразитную засветку.

Вопросы размещения
Важным вопросом является размещение экрана в помещении. Все зависит, опять-таки, от целевого назначения экрана и предполагаемой частоты его использования. Если вы будете пользоваться экраном от случая к случаю, то вам может подойти вариант экрана на треноге, после просмотра он компактно складывается и совсем не занимает места. Сворачивающиеся экраны сейчас совсем недорогие, но они тоже имеют ряд особенностей, которые нужно учитывать при выборе.

Наряду с уже упоминавшимися проблемами, у этого типа экранов, особенно у дешевых моделей, поверхность со временем становится волнистой, что, конечно, мешает полноценному восприятию изображения. Избежать появления волн помогут различные натяжные системы или использование более качественного экранного полотна. Сходная проблема имеется и у жестко закрепляемых сворачивающихся экранов. Они бывают механическими и моторизованными, при наличии у проектора 12-вольтного триггерного выхода команды сворачивания и разворачивания могут подаваться на экран прямо с проектора.

Дело не в размере…
… а в формате. Назначение экрана определяет свои требования, которым он должен соответствовать.  Так, фотографии и видеоигры в основном идут в старом формате, 4 : 3, в то время как многие кинокартины отсняты в формате 21 : 9, соотношении, которое в наибольшей степени соответствует естественному полю зрения человека. Но что делать, если предполагается многоцелевое использование экрана? В этом случае лучшим вариантом станет формат 16 : 9, на таком экране можно отображать другие форматы с наименьшими потерями.

Так, у проекции 4 : 3 появятся черные области слева и справа от картинки, зато она сможет заполнить весь экран по высоте. При воспроизведении кинопроекционного формата 21 : 9 наоборот, картинка заполнит экран по ширине. Изображение формата 16 : 9 заполняет все полотно целиком, считается, что это соотношение на настоящий момент встречается чаще остальных. Еще совет: есть экраны формата 16 : 9, где для маскировки темных полос предусмотрены специальные черные шторки. Они поглощают остаточный и паразитный свет, попадающий на незаполненные изображением области экрана, и это существенно усиливает контрастность, а вместе с тем и качество проекции.

Любители домашнего кинотеатра
Истинные любители домашнего кинотеатра могут предпочесть жесткую инсталляцию в отдельном помещении, отведенном для просмотра видео. Здесь чаще всего закрепляют экран, натянутый на специальную раму, однако нельзя забывать, что и на таком экране со временем могут образовываться складки. Такая опасность возникает при плохом натяжении и низком качестве экранного полотна. Рекомендуется выбирать металлические рамы, прочность которых в несколько раз будет превышать силу натяжения экрана. Таким образом удастся предотвратить деформацию рамы и образование складок. Если к такой раме подобрать соответствующее полотно, то ничто не помешает вам провести в собственном доме великолепный киновечер.

Информация в данной статье основывается на данных, полученных в результате тщательных исследований, и отражает положение вещей на момент опубликования. Разработки и обновления, произошедшие позднее, не могли быть включены в статью по объективным причинам. С благодарностью примем от вас информацию о возможно устаревших сведениях.