Экран для домашнего кинотеатра

Дата: 15.06.13 | Адрес: http://кинодом.рф/articles/text.asp?id=779
Автор русского текста: Ольга Буракова, специально для Кинодом
По материалам сайта: Video-Magazin | Die passende Leinwand im Heimkino
Иллюстрации/фотографии: Hersteller/Archiv

Если для домашнего кинотеатра вы решили приобрести проектор, то вам нужен еще подходящий экран. Как его выбрать?

Видеопроектор – это только половина дела. Экран тоже оказывает существенное влияние на качество изображения.

Экран для домашнего кинотеатра

Стена или экран
Обязательно ли покупать экран? Может быть, подойдет просто ровная белая стена? Специалисты утверждают, что дешевые экраны едва ли будут лучше гладкой стены, выкрашенной матовой белой краской. Если стена оклеена грубоволокнистыми обоями или оштукатурена, то неровности поверхности или погрешности в штукатурке будут мешать восприятию изображения. В этом случае можно взять деревянную панель и покрасить ее в белый цвет.

Цвет
Основным отличием хорошего экрана от плохого является качество пигментирования. Хорошие покрытия усиливают контрастность, придают естественность цветам и, таким образом, улучшают общее впечатление от изображения. Поэтому для домашнего кинотеатра и для проекций в качестве Full HD все-таки стоит приобрести качественный экран.

Матовый или глянцевый
Этот вопрос затрагивает такую характеристику, как коэффициент усиления (см. ниже). Матовый экран идеально подходит для домашнего кинотеатра, его поверхность равномерно отражает свет. Такой экран обеспечивает широкий угол наблюдения. В отдельных, специальных случаях может рекомендоваться глянцевое или отражающее покрытие.  Однако из-за более сильного светоотражения при наблюдении под определенным углом на экране возможно появление более ярких областей, так называемых горячих пятен.

Матовые проекционные экраны  с равномерным, диффузным рассеиванием относятся к типу D. Глянцевые экраны бывают двух типов. К типу S относятся зеркальные экраны. Свет, падающий на них, отражается под тем же углом. Проектор располагается под потолком, отражение света направлено по большей части в центр комнаты. Картинка при этом получается исключительно яркая, поэтому такие экраны подойдут для светлых, не затемненных помещений. Еще существуют экраны типа В: это экраны обратного отражения, или световозвращающие. Они отражают свет в ту же точку, откуда он был направлен. В этом случае проектор должен располагаться внизу, на столе, непосредственно перед зрителями. Такие экраны хороши для презентаций, но не подойдут для использования в домашнем кинотеатре.

Рамка
Наличие черной рамки вокруг экрана существенно повышает контрастность. Будет неплохо, если стена, на которой располагается экран, тоже будет темного цвета.

Размер изображения и расстояние
Утверждение «чем больше, тем лучше» не совсем верное. Должно соблюдаться определенное соотношение между размером экрана и расстоянием до него. Минимальное расстояние зависит от разрешения изображения. Если сесть слишком близко, становятся видны отдельные пиксели, что мешает целостному восприятию. Чем выше разрешение картинки, тем ближе можно садиться.

При разрешении Full HD минимальное расстояние до экрана равно 1,7 х ширину экрана. То есть, если вы сидите на расстоянии 4 метров от экрана, его ширина должна быть минимум 2,40 метра. Высота экрана зависит от формата картинки. При соотношении сторон 16:9 для ширины 2,40 метра высота составит 1,34 метра.

Форматы
Многие блокбастеры сняты в кинопроекционном формате 21:9. Поэтому многие любители кино предпочитают узкие экраны, соответствующие этому формату. Конечно, картину формата 21:9 можно проецировать и на экран с соотношением сторон 16:9. Но тогда сверху и снизу появляются раздражающие темные полосы. Идеальным вариантом будет мультиформатный экран. Соотношение сторон в нем можно менять при помощи черных передвижных шторок, которые маскируют неиспользующуюся поверхность. Мультиформатные экраны в основном моторизованные, для передвижения шторок предусмотрен отдельный привод.

Типы экранов
Классическими вариантами являются экран в жесткой рамке и сворачивающийся экран. Есть другие транспортировочные варианты, например, экраны на треноге, складные экраны, переносные экраны, которые укладываются в специальный кофр. Роскошным вариантом для домашнего кинотеатра станет моторизованный экран.

Экран на жесткой раме
Это классический вариант из всего разнообразия экранов для домашнего кинотеатра. Полотно равномерно натягивается на раму, за счет чего получается идеально гладкая поверхность. Такой экран сложно куда-то переносить, поэтому здесь лучше всего подойдет жесткое крепление. Экран становится центральным предметом интерьера и начинает притягивать внимание. Для домашнего кинотеатра, оборудованного в подвале, он будет идеален, в комнате такое большой и яркий предмет может начать раздражать.

Экран для домашнего кинотеатра

Экран в рамке подходит для жесткого крепления

Сворачивающийся экран
Этот экран разворачивается из рулона. Кассета со свернутым полотном может крепиться к потолку или к стене. За экраном вполне можно повесить картину или поставить полку: после просмотра фильма место на стене не будет пустовать. Механические экраны сворачивают вручную. Экранное полотно должно быть тяжелым, чтобы после раскручивания не получалось складок.

Моторизованный экран
+ удобство в обращении
+ возможность управления
+ мультиформатность
- высокая стоимость

Электрические сворачивающиеся экраны очень удобны в обращении. Они разворачиваются и сворачиваются при помощи практически бесшумных электромоторов. Процессом можно управлять при помощи переключателя или пульта управления. Чаще встречается радиоуправление, иногда сигнал передается через инфракрасный порт. Приемники для сигналов управления, естественно, встраиваются механизм экрана.

Электрические сворачивающиеся экраны, как и механические, можно монтировать и на стене, и на потолке. Верхняя черная шторка так называемых мультиформатных экранов может сдвигаться точно до границ проецируемого изображения. Правда, для этого приходится использовать два электропривода, что, конечно, сразу отражается на стоимости.

Управление электроприводами экрана может производиться из системы «умный дом» или другой автоматизированной системы управления. Так, например, можно настроить, чтобы одним нажатием кнопки включался проектор, приглушалось освещение и разворачивался экран. Есть компании, которые предлагают такие решения.

Качественные проекционные экраны

Фирма Alphaluxx из города Мюнстера занимается производством моторизованных экранов и экранов с ручным управлением, это одна из немногочисленных фирм, принимающих индивидуальные заказы. Рамки и корпуса делаются в Германии, полотно производится в Германии, а также поставляется из США и Франции. Качественные проекционные экраны можно также приобрести у Screen Research, Vutec и Stewart.

Материал
Дешевые экраны изготовляются из поливинилхлорида (ПВХ). Преимущество этого материала заключается в том, что он оказывается гладким сразу, уже при покупке. Однако через несколько месяцев на нем образуются складки и прекрасной картинки – как не бывало. Иначе дело обстоит с ткаными экранами: такой должен повисеть некоторое время, чтобы распрямиться. Зато потом он сохранит свою форму в течение десятка лет и даже дольше. Современные экранные полотна делают из углеродного волокна и стекловолокна. Большие кинотеатральные полотнища дополнительно прошиты стальным волокном. Есть экраны и из натуральных волокон. Обратная сторона полотна должна быть черной, что предотвращает просвечивание.

Акустические экраны
В кинотеатрах фронтальные акустические системы располагают позади экрана. Таким образом, голоса действующих лиц раздаются прямо из середины сцены. Но толстое экранное полотно гасит звук, в первую очередь высокие частоты, и звучание становится приглушенным. Акустические экраны хорошо пропускают верхний частотный диапазон, они прозрачны в звуковом отношении благодаря множеству мельчайших дырочек в полотне. Правда, из-за этого экраны отражают чуть меньше света. Бывают также жалобы на появление муара.

Что такое коэффициент усиления?
Яркость свечения, или коэффициент усиления – это мера отражающей способности экрана. Коэффициент усиления экрана, равномерно отражающего падающий на него свет по всем направлениям, равен 1. Зрители, сидящие по центру, видят картинку такой же яркости, что и зрители на боковых местах. Экраны, коэффициент усиления которых превышает 1, концентрируют отражаемый свет в вертикальном направлении в пределах определенного угла. Зрители в центре видят более яркое изображение, чем зрители, сидящие слева и справа.