Увеличиваем производительность акустической системы центрального канала за счет правильной установки

Дата: 07.06.13 | Адрес: http://кинодом.рф/articles/text.asp?id=766
Автор русского текста: Марина Климашова, специально для Кинодом
Автор: Gene DellaSala
По материалам сайта: Audioholics | How to Properly Set Up your Center Channel Speaker to Maximize Performance

Ваша акустическая система может быть очень хорошей и мощной, но все это не имеет никакого значения, если она неправильно расположена и настроена. Хотя мы написали уже достаточно много статей с советами по правильному расположению  АС, я посчитал существенным остановиться на вопросе расположения именно акустики центрального канала. Центральный канал, бесспорно, является самым важным в многоканальной системе. Именно через него идет основная часть фонограммы фильма - почти все диалоги, большинство звуковых эффектов и саундтреки.   

В приведенных ниже статьях мы рассматривали различные варианты дизайна центральных каналов, а так же плюсы и минусы каждого из них:

Но ни в одной из этих статей вы не найдете информации о том как правильно расположить АС центрального канала в вашей комнате. Потому и было принято решение написать эту инструкцию.

Размещение АС центрального канала на подставках

Если акустика центрального канала расположена так, что звуковые сигналы не достигают  ушей слушателя напрямую, либо им препятствуют предметы мебели или головы других слушателей, приведет к компромиссам в качестве звука.

В своем тесте мы использовали напольные АС Status Acoustics 8T и  акустику центрального канала Status 8C, которые мы разместили в нашей тестовой гостиной для домашних кинотеатров (Audioholics Showcase Home Theater Room). Тестируя напольные колонки 8T,  я поставил Status 8C на две подставки Plateau высотой 50см. В таком положении качество звучания получилось весьма неплохим, однако со второго ряда звук воспринимался все же не так хорошо, как с первого. В нашей тестовой гостиной кресла расположены в два ряда, причем второй ряд размещен на платформе, высоту которой можно регулировать.

Увеличиваем производительность акустической системы центрального канала

Status 8C на подставках Plateau высотой 50 см

Примечание редактора по поводу подставок: Большинство акустических систем центрального канала не такие крупногабаритные и тяжелые, как модель 8C, и потому их вполне можно разместить на одной подставке. Потому заранее извиняюсь за то, что употребляю слово «подставка» во множественном числе в этой статье.

Кресла первого ряда частично препятствовали звуковым сигналам, из-за чего звуковая картина во втором ряду была неполной. Чтобы исправить ситуацию, мне нужно было поднять АС на несколько сантиметров вверх, но таким образом, чтобы не загородить часть экрана. Решение мое было быстрым и бюджетным и представляло собой два варианта:

  1. Поднять подставки с помощью 4,5 см шипов, позаимствованных у сабвуфера RBH Sound MS10.1
  2. Изменить угол наклона акустики центрального канала на 5-10 градусов, положив на переднюю часть подставок вставки из поролона Auralex.

Вы можете изменить угол наклона акустической системы центрального канала одним из двух способов: либо изменить угол наклона подставок, либо положить что-нибудь на верхнюю платформу подставок, чтобы приподнять саму АС, при этом подставки будут стоять под прямым углом.   

Вариант 1:  изменение высоты подставок

Если в комплекте идут шипы, позволяющие увеличить высоту, вам не придется отказываться от отличных подставок только потому, что им не хватает пары сантиметров. Кроме того, стоит попробовать отрегулировать высоту так, чтобы передние шипы были чуть длиннее, чем задние. Таким образом, угол наклона АС будет слегка вверх. Чтобы акустика не соскользнула со стоек, на них можно наклеить резиновые коврики. Если этот вариант с шипами вам походит, можете пропустить описание варианта с поролоновыми вставками.  

Подставки Plateau со вставками из поролона Auralex 

Подставки Plateau со вставками из поролона Auralex

Вариант 2:  изменение угла расположения АС при помощи поролоновых вставок, размещенных на верхней платформе подставок.

Если вы использовали шипы одинаковой длины, чтобы изменить высоту подставок, но теперь вам требуется изменить угол наклона АС, вы можете использовать поролоновые вставки, которые нужно разместить в передней части верхней платформы подставок. После акустической отделки своей комнаты поролоном Auralex у меня осталось немного материала, из которого я и вырезал две вставки. Как альтернативу можно использовать упаковку для яиц из пенопласта.  При помощи черной изоленты я примотал вставки к подставкам, чтобы они не сдвинулись в тот момент, когда я буду водружать на них 59-киллограмовый Status Acoustics 8C. К тому же, это позволяет вставкам принять более ровную форму под весом АС. Я также рекомендую наклеить самоклеящиеся войлочные прокладки на заднюю часть платформы подставки, что позволит избежать прямого контакта АС с грубой металлической поверхностью. После того, как поролон уселся под весом акустики, мы получили угол наклона, примерно равный 7-10 градусам.

Auralex – MoPAD

Если вы не фанат решений в стиле «сделай сам», вы можете воспользоваться готовым решением от Auralex – MoPAD. Эти подставки позволяют не только изменить угол наклона АС, но и обеспечивают изоляцию. Именно их я успешно использовал, когда менял угол наклона встраиваемой акустики домашнего кинотеатра. Подробнее об этом вы можете прочитать в моем обзоре.

 

Status 8C на подставках Plateau  

Status 8C на подставках Plateau (50 см) после изменения высоты

Как вы можете заметить, мне так же удалось приподнять АС на несколько сантиметров, не закрыв при этом проекционный экран, а получившийся  уровень наклона вполне достаточный для того, чтобы сидящим на заднем ряду ничто не мешало наслаждаться прекрасным звуком. Это легко можно проверить при помощи лазерной указки, положив ее на акустику центрального канала, и направив луч на кресла заднего ряда. После внесенных мной изменений, луч указки падает точно на верхнюю часть центрального кресла заднего ряда.   

Тестовая гостиная для домашних кинотеатров Audioholics 

Тестовая гостиная для домашних кинотеатров Audioholics (луч лазера на центральном кресле заднего ряда)

Другие идеи  по изменениям настройки

Предлагаем вам еще несколько интересных идей, которые могут помочь добиться максимальной производительности от АС центрального канала.

Наполнение колонн подставок песком

В отличие от тяжеловесной модели Status 8C, полые подставки могут быть подвержены резонансу. К счастью мне удалось заполнить колонны песком, тем самым уплотнив их. Для этого следует использовать сухой и очень мелкий песок, который вы с легкостью можете найти в зоомагазине. На две подставки у меня ушло около 9 кг. Это отличная идея, которая подойдет для любых подставок под АС. Таким образом, вы не только решаете проблему возникновения резонанса, но и делаете подставки более жесткими.   

Звукоизоляция пола

Поскольку акустика центрального канала обычно находится ближе к полу, чем фронтальные АС,  следует подумать над тем, как избежать нежелательного отражения звука от пола. Если пол застелен ковром, волноваться не о чем. Но в нашем случае пол тестовой гостиной выполнен из твердых материалов. У нас есть достаточно большой напольный коврик, который поглощает первичные отражения звука главных напольных АС Status 8T, но акустика центрального канала получает преимущества от дополнительных средств звукоизоляции пола. Чтобы проверить это я постелил на пол лист акустического поролона толщиной 5 (см. фото ниже). Не могу сказать, что произошедшие изменения были ошеломляющими, но даже такое мелкое изменение помогает улучшить общую картину, потому поэкспериментировать определенно стоит.

Если ваша акустическая система центрального канала стоит на стойкие для ТВ или на полке, пододвиньте ее максимально близко к краю, чтобы избежать нежелательного отражения от поверхности, на которой АС стоит. Возможно, вы и не заметите большой разницы (или заметите), но все эти маленькие изменения суммарно оказывают значительное влияние на качество звука.

Status 8T и 8C 

Status 8T и 8C, вид сбоку

Регулировка баса, согласование уровня и синхронизация звука

Как только все стоит на своих местах, необходимо правильно настроить все акустические системы. Для небольшой акустики центрального канала нужно выбрать статус "small" (80Hz), тогда сабвуфер без труда справится с басами.  

При помощи аналогового SPL-метра, установленного на C-взвешивания и медленный ответ, проверьте тестовые тональные сигналы вашего AV-ресивера, чтобы согласовать уровни АС.

Еще один немаловажный момент: убедитесь, что вы правильно задали расстояние всех АС в меню установки акустических систем ресивера.

Краткое заключение

Я практически уверен, что какой-нибудь читатель нашего форума обязательно оставит комментарий к этой статье с вопросом, который я слышал уже тысячу раз: почему я просто не разместил вертикально три одинаковые АС за перфорированным экраном для фронтальной проекции. Это решение может быть идеальным для некоторых, но только не для данной инсталляции по следующим причинам:

  • Перфорированные экраны всегда компромисс, если речь идет о воспроизведении двухканального звука не только из-за небольших потерь на ВЧ, но и из-за дифракции, которая возможна, в случае если экран не идеально ровно натянут перед АС. В наших тестах звук гораздо важнее, чем видео.
  • Размещение трех почти двухметровых напольных АС Status 8T в комнате не только невыгодно, но и непрактично. 
  • Размеры экрана были бы настолько огромными, что у нашего начальства точно бы закружилась голова, особенно в процессе игры в XBOX.
  • Акустические системы, имеющие такой прекрасный дизайн, хочется показывать, а не прятать за экраном.

Конечным результатом нашей работы стало значительное улучшение прекрасно звучащей инсталляции (особенно ощутимое с заднего ряда), а так же положительное изменение ее внешнего вида за счет подъема АС центрального канала. Я очень рекомендую вам тщательно планировать размещение всех ваших АС, а так же обратить особое внимание на центральный канал. Вы обязательно оцените этот совет, когда будете пытаться разобрать  что именно говорит Бэйн, нападая на Бэтмена сзади.