Большая картинка: основы проекционных экранов

Дата: 02.06.13 | Адрес: http://кинодом.рф/articles/text.asp?id=757
Автор русского текста: Евгений Корнилов, специально для Кинодом
Автор: Geoffrey Morrison
По материалам сайта: CNET | The big picture: Projection screen basics

Задумались о покупке проектора? Не забудьте про экран!

Screen Innovations Black Diamond Zero Edge

Screen Innovations Black Diamond Zero Edge

ТВ-панель – это, конечно, здорово, но если вы хотите действительно масштабных впечатлений, вам нужен проектор. Сто с лишним дюймов великолепия в высоком разрешении.  Но не забывайте, одного проектора вам будет недостаточно. Хотя обычно им уделяется основное внимание, само изображение вы все же сморите с экрана. Выбор экранов очень велик – поэтому мы решили выделить основные моменты, на которые вам стоит обратить внимание.

Размер
Очевидно, это довольно важный фактор. Каждый проектор имеет ограниченную мощность светового потока – чем больше размер изображения, тем меньше его яркость. Большинство современных проекторов без всяких проблем справятся с выводом изображения на 100-дюймовый экран («карманные» проекторы не в счет).

Прежде чем кинуться в расчеты люменов/фут-ламбертов/дюймов, оцените свое помещение. Первый и очевидный ограничивающий фактор – высота экрана. Его нижняя кромка не должна быть слишком близко к полу – иначе, если вы захотите расслабиться и положите ноги на банкетку, то закроете себе обзор. Кроме того, под экраном обычно размещают центральную акустику. Высоту экрана следует определить еще до вычисления подходящей диагонали. В большинстве помещений ширина значительно превышает высоту, так что экран должен иметь широкоэкранное соотношение сторон.

Elite Lunette

Elite Lunette

Соотношение сторон
Соотношение сторон – это отношение ширины экрана к его высоте. Формат HDTV передается в соотношении 16x9 – т.е. экран шириной в 16 футов должен иметь 9 футов в высоту. Этот формат также известен как 1.78:1. Соотношение большинства крупных экранов составляет 2.35:1 или около того (примерно 21x9). Хотя почти все проекторы имеют соотношение 16x9, есть множество способов вывести фильм 2.35:1 через проектор 16x9 на экран 2.35:1. Так что не обязательно выбирать экран с соотношением 16:9 только из-за соответствующего проектора.

Самый простой способ подогнать изображение под широкий экран – масштабировать с помощью проектора. Так картинка 2.35:1 войдет на более широкий экран, однако при этом возможно проецирование небольшого количества света выше и ниже экрана. К счастью, на большинстве проекторов такой проблемы не возникает (и, в конце концов, в фильмах по краям специально есть черные полосы).

Другой вариант – использовать аноморфотный объектив, например, от Panamorph. При этом проектор (или внешний процессор) растягивает изображает в высоту, делая всех высокими и тощими, затем объектив растягивает изображение по горизонтали, возвращая его в нормальный вид. В итоге расширенное изображение заполняет экран 2.35:1. По сравнению с масштабированием объектив позволяет чуть увеличить яркость (за счет использования всей мощности процессора DLP/LCOS/LCD) и детальность изображения. Минус в небольшом уменьшении контрастности из-за использования дополнительной оптики. В моем случае плюсы в яркости и детальности явно перевешивали небольшой спад в контрастности.

Лично я использую проектор вместо телевизора и экран 2.35:1. В случае фильмов все просто шикарно - 4,5-метровое изображение заполняет почти весь обзор. Минус в том, что свою систему я использую в основном для игр. Почти все игры идут в 16x9 – таким образом, на моем экране они отображаются по центру, оставляя немалые участки экрана по бокам. Мне-то все равно, но я знаю немало людей, которых это буквально выводит из себя. Один из способов избежать этого – маскирующие шторки. Они предлагаются большинством производителей экранов и могут закрыть неиспользуемую часть экрана. Выглядит довольно классно, будто в старом шикарном кинотеатре.

Коэффициент усиления
У большинства экранов есть такой показатель, как коэффициент усиления – насколько сильнее экран отражает свет по сравнению с равномерно отражающей поверхностью (так называемая ламбертовская поверхность). Так, экран с коэффициентом 2.0 отразит в 2 раза больше света, чем экран с коэффициентом 1.0. Вместо отражения светового потока с проектора во всех направлениях (идеальная ламбертовская поверхность), большая часть отраженного света идет в одном направлении (в идеальном случае прямо в ваши глаза).

dnp Supernova One

dnp Supernova One

Это не значит, что изображение на экране с коэффициентом 2.0 будет в два раза ярче, чем на экране с коэффициентом 1.0, но оно будет ярче. Яркость зависит от множества факторов, которые нельзя свести к одному числу. Так как ваш экран неравномерно отражает свет, его яркость будет неравномерной. На экранах с высоким коэффициентом яркости может присутствовать «горячее пятно», при котором центр изображения заметно ярче его краев. Также, при довольно широкой рассадке гостей, с боковых мест изображение будет не таким ярким, как для сидящих по центру.

Я не рекомендую экраны со сверхвысоким коэффициентом яркости, по крайней мере для большинства людей. Большинство современных проекторов довольно яркие, и я предпочитаю более мягкое и равномерное изображение. Так или иначе, это во многом зависит от вашего проектора и размера экрана.

На заре цифровых проекторов серый экран был обычным делом. Эти экраны с «отрицательным» усилением увеличивали уровень черного – проблему первых цифровых проекторов. Сегодня контрастность и уровень черного в проекторах нормализовались, так что я не рекомендую «отрицательные» экраны.

Так или иначе, я не могу порекомендовать какой-то конкретный коэффициент усиления – он зависит от вашего помещения, проектора и желаемого размера экрана. Советую проконсультироваться с продавцом экранов и найти оптимальное именно для вас соотношение усиления/экрана.

Материал
Если вы считаете, что все экраны делаются из одного материала, вы ошибаетесь. Чаще всего экран изготавливается из ровного материала (обычно винила) с нанесенным сверху отражающим материалом.

Есть перфорированные и текстурные экраны. Они подойдут, если вы хотите установить акустику за экраном. Слышать голоса прямо из экрана довольно классно, кроме того, акустика не занимает дополнительное пространство на полу. Однако с этими экранами вы теряете немного света. При определенном соотношении размера экрана и расстояния от него может быть заметна текстура экрана (правда, для этого надо сидеть действительно близко или иметь очень большой экран). Кроме того, хоть они и называются «акустически прозрачными», на самом деле они таковыми не являются (это невозможно физически). Так что здесь имеет место некоторый компромисс, который в определенной ситуации будет разумным.

Также есть жесткие экраны. Я делал обзор Screen Innovations Black Diamond Zero Edge – жесткого экрана с отражением рассеянного света (см. изображение в начале статьи). При выключенном проекторе они выглядят как плазменная/ЖК-панель. Большая-большая панель. Неплохой особенностью также является отражение рассеянного света.

На рынке есть ряд экранов с отражением рассеянного света, но даже лучший из них не сравнится с солнечным или ярким искусственным светом. Хотя, они намного лучше обычных экранов с усилением 1.0.

Моторы
До этого момента я в общем описывал экраны, которые крепятся на стене. Чуть более дорогие моторизованные экраны монтируются в потолке (или полу!) и могут быть убраны, когда они не используются. Вот, например, экран Americana от  Stewart. Экран устанавливается на стене и появляется/убирается по нажатию кнопки.

Stewart Filmscreen Cabaret

Stewart Filmscreen Cabaret

Один из самых больших плюсов такого варианта – возможность смотреть недорогую ЖК-панель днем, а вечером-ночью опускать экран для фильмов, игр и ТВ. С учетом того, что отличную 50-дюймовую панель сегодня можно найти по сравнительно недорогой цене, такой вариант не будет слишком дорогим.

Краска
Каждый раз, когда я пишу что-то об экранах, меня тут же начинают допрашивать про краску. Можно просто покрасить стену обычной или специальной проекционной краской (типа Screen Goo). Когда у меня в качестве экрана выступала стена, я всегда видел текстуру стены на изображении. Что ж, может, я просто плохой маляр. Многие, однако, находят этот вариант наиболее привлекательным. По мне, это довольно дешевый вариант, который можно попробовать.

Немного об окрашивании в целом. Вам будет нужна очень, очень ровная поверхность. Шлифуем, красим, снова шлифуем, снова красим и т.д. Цвет должен быть самым нейтральным белым – любой оттенок стены приведет к изменению оттенков изображения. Я рекомендую попробовать несколько оттенков, нанести пробные мазки, и покрасить в наиболее удачный.  Честно говоря, мне этот вариант кажется неубедительным. Экраны сегодня не настолько дороги, и их текстура намного менее заметна, чем у стены. В любом случае, если вы делаете установку сами, попробовать можно.

Потолки
Все мои предостережения касательно краски справедливы и для потолков. Я знаю несколько человек, которые хотели бы проецировать изображение на потолок, чтобы смотреть его, лежа на кровати. Некоторые проекторы достаточно дешевы, так что с экономической точки зрения этот вариант вполне жизнеспособен. Однако в целом все не так классно, как может казаться. Проблема в там, что вы почти не можете изменить свое положение. Вы можете немного повернуться на бок, но на самом деле количество поз сильно ограничено по сравнению с просмотром сидя. Не забудьте про это, если вы предпочитаете подолгу смотреть фильмы.

Обратная проекция
При желании вы можете создать собственную систему обратной проекции. Она требует чуть больше времени на установку и подразумевает размещение проектора за экраном в другом помещении или в пространстве за экраном. Такая возможность поддерживается почти всеми проекторами, и многие компании делают специальные экраны для обратной проекции. Часто они поставляются с набором зеркал, так что у вас будет все необходимое в одном комплекте.

Резюме
Подобрать оптимальное сочетание проектора и экрана – крайне важно для получения отличного изображения. Определиться с бюджетом также может быть непросто – цены на экраны могут варьироваться на несколько порядков. Дешевые модели могут иметь более низкий коэффициент усиления, не иметь отражения рассеянного света, симпатичного внешнего вида, мотора и других функций, представленных в более дорогих экранах. При этом любой, даже самый дешевый экран, должен обеспечивать более ровное изображение, чем окрашенная стена.

Лично я использую 4,5-метровый (в ширину) экран формата 2.35:1 с коэффициентом усиления 1.0 Stewart Filmscreen StudioTek 100 – это самый крупный экран, который может поместиться в моей комнате, а коэффициент усиления 1.0 облегчает настройку проектора. Лично я не стал бы рекомендовать этот коэффициент усиления для большинства пользователей.
Также рекомендую обратить внимание на модели Screen Innovations (включая упомянутый выше Zero Edge), Elite, Seymour Screen Excellence, Draper, dnp и другие.