Домашний кинотеатр: планирование и установка (часть 1)

Дата: 28.05.13 | Адрес: http://кинодом.рф/articles/text.asp?id=749
Автор русского текста: Ольга Буракова, специально для Кинодом
Автор: Lars Mette
По материалам сайта: AREA DVD | Special: Heimkino Bau & Planung - Teil 1

Для создания по-настоящему хорошего домашнего кинотеатра необходимы не только качественные компоненты. Джеймс Бонд со своей командой только тогда сможет предстать перед вами во всей своей красе, если у вас будет предварительно разработана убедительная и последовательная общая концепция обустройства домашнего кинотеатра. Значительную роль при этом играют такие аспекты, как, например, разработка основной концепции обустройства комнаты, выбор типа экрана, определение способа установки сидений для зрителей, выбор подходящей схемы расположения акустических систем. Для коррекции акустики помещений часто приходится применять специальные панели из абсорбирующих материалов, без них наслаждение высококлассным звучанием может оказаться невозможным. Наш свободный редактор, Ларс Метте, покажет вам на примере своей новой демонстрационной студии, на что нужно обратить особое внимание при оборудовании помещения, а также каким решениям он отдает предпочтение.

Сегодня мы не будем рассматривать компоненты домашнего кинотеатра в отдельности, мы обратимся к тому целому, что должно быть создано из этих компонентов. Основная цель нашего видео сегодня – это не реклама или консультирование по выбору каких-либо составных элементов домашнего кинотеатра, а концептуализация, планирование и реализация общей идеи домашнего кинотеатра. Пока у меня не было возможности задокументировать все этапы работы: я не мог каждый день выезжать к определенному клиенту, чтобы делать необходимые комментарии, да и у наших рабочих были более важные дела, чем бегать за мной с камерой. Но в ближайшее время я собираюсь заняться оборудованием малого кинотеатра у себя, внизу, в подвальном помещении. Вот эту возможность я уже упустить не могу. Я встрою видеокамеру и буду снимать и комментировать для вас каждый этап работы шаг за шагом. Таким образом, вы сможете получить представление, как мы это делаем и, возможно, какие-то мысли или советы вы сможете использовать в будущем.

Вот это помещение, (01:21 - здесь и далее приведены временные метки видеопрезентации, обратившись к ней вы сможете получить более наглядное представление о происходящем) оно использовалось как подвальное, и мы оборудуем здесь домашний кинотеатр. Площадь помещения – примерно 18 м2, 4,65 м в длину и 3,88 м в ширину, высота потолка – 2,50 м. Особенности данной комнаты: у окошка – вывод электропроводки из дома (01:41), его расположение мы менять не можем, поэтому при проектировании мы будем это учитывать. Здесь, напротив окошка, есть пара дверей: одна ведет в небольшой винный подвальчик (01:52), она будет продолжать использоваться, поэтому нужно будет подумать, как ее интегрировать в общую концепцию, вторую дверь я сегодня же планирую закрыть совсем. Она ведет в другую студию, я все равно эту дверь не использую: есть другая.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Вот как выглядит проект нашей дизайнерской разработки (02:17). Здесь должен получиться небольшой кинотеатр на шесть мест. Зрители будут сидеть на классических кинотеатральных креслах.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Мы будем использовать настенные акустические системы, которые будут располагаться за экраном из акустически прозрачного материала (02:20). Что сделает наш кинотеатр дизайнерским? С одной стороны, это будет интересное возвышение для кресел с подсветкой ступенек, с другой – на потолке будет переливаться «звездное небо». К этому в процессе добавятся еще некоторые мелкие детали.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Для электроники здесь уже нет места, мы разместим ее в соседнем помещении. Для этого нам понадобится специальная стойка (02:45), куда и станут все электронные устройства, включая аппаратуру Control 4, которая позволит беспроводным способом осуществлять полное управление всеми техническими устройствами в помещении, в том числе светом, выбором нужной сцены, источника и т.д. (03:01)

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Интересно, что в этом помещении мы планируем разместить сразу два проектора, которые я, кстати, могу порекомендовать и вам, это Sony VPL-HW50 и Sony JVC DLA-X35 или X55 (03:11-03:18). Что касается набора акустики, то размер нашего помещения позволяет нам установить только систему 5.1.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Итак, пока не закручено ни единого шурупа, нашим основным рабочим местом станет кабинет, где мы будем разрабатывать концепцию и планировать наш будущий кинозал. Многие люди делают ошибку, ограничиваясь при этом чтением глянцевых журналов и форумов или изучением тестов, или просмотром красивых видео. Они планируют оборудование помещения, ориентируясь исключительно на аппаратуру, имеющуюся в наличии, не опираясь при этом на какую-либо общую концепцию.

Я всегда поступаю следующим образом: сначала разрабатываю общий план будущего кинозала без учета особенностей технического оснащения, продумываю, как наилучшим образом можно приспособить под мою задумку помещение, имеющееся в моем распоряжении. Я бы рекомендовал воспользоваться при этом различными программами CAD, позволяющими осуществлять трехмерное моделирование. Вот здесь наше помещение, создается в программе очень быстро. Если мы воспользуемся классическим, продольным расположением, когда на короткой стене будет располагаться экран (04:33), возникают некоторые проблемы, например, будет сложно, практически невозможно установить сзади шесть кинотеатральных кресел в два ряда, как это было запланировано. Поэтому мы попробуем пойти другим путем: сделаем другую, поперечную модель (04:59) и проверим, не будет ли она лучше традиционной. Должен сказать, что во многих случаях такой выбор будет наиболее предпочтительным. Хотя здесь тоже не получится идеально учесть все аспекты, этот вариант представляется самым компромиссным. Обращаем внимание на то, что мы не сможем расположить акустические системы по кругу, одновременно иметь правильный размер экрана и расстояние до него. Имеем в виду и то, что мы сидим не в центре помещения, так как центр плохая позиция с точки зрения акустики.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Кстати, по поводу размера экрана. Не важно, каковы будут пропорции экрана, 16 : 9 или 21 : 9, я бы рекомендовал придерживаться следующего правила: ширина экрана должна примерно соответствовать расстоянию от  экрана до первого ряда кресел. Это значит, что если расстояние до экрана составляет 2 метра, то для этой небольшой комнаты я бы брал экран максимум двухметровой ширины, если расстояние 4 метра, то экран может быть уже шириной в 4 метра, в еще большем помещении можно уже рассматривать варианты с вогнутым экраном, но в моем случае это невозможно, для этого комната слишком мала.

Другим важным вопросом, с которым необходимо определиться сразу, является вопрос о типе экрана. Имеется выбор между классическим или акустически прозрачным экраном. Конечно это вопрос персональных предпочтений, но лично я предпочитаю работать с акустически прозрачными экранами. Говорят, что по качеству изображения и звука они уступают классическим экранам, но если реализовать некоторые хитрости при оборудовании, то акустически прозрачные экраны наберут больше плюсов и меньше минусов, чем классические. Сравним:

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Классический экран

Акустически прозрачный экран

+ Не происходит гашения высокочастотного диапазона

+ Изображение более яркое

+ Возможно более свободное расположение акустических систем

+ Исключительно равномерное звуковое поле

+ Звук исходит непосредственно из изображения

+ За экраном образуется абсорбирующая поверхность

+ Возможна большая диагональ

+ Акустика не видна – все внимание на фильм

- Полотно отражает рассеянный шум

- Диалоги и эффекты звучат не из изображения

- Невозможно расположить центральную АС на высоте фронтальных

- Гашение высокочастотного диапазона

- Некоторая потеря яркости изображения

 

Конечно, мы должны помнить, что немного потеряем в яркости, кроме того, произойдет гашение ВЧ-диапазона (07:04). Но эти эффекты можно минимизировать, подробнее об этом я расскажу позже, в третьей части.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Зато можно воспользоваться всеми преимуществами такого экрана: звук, исходящий непосредственно из изображения, очень важен, особенно для больших форматов экрана. Не возникает никаких проблем и в согласовании высоты центральной акустической системы и твиттеров фронтальных колонок (07:38). Кроме того, за экраном можно подвесить более мощные АС, чем стояли бы перед экраном.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Многие не обращают внимания еще на один аспект: экран имеет огромное влияние на акустику помещения. Он располагается между акустическими системами на одной из важнейших психоакустических позиций в домашнем кинотеатре, поэтому ни в коем случае я бы не рекомендовал бы ставить здесь экран из ПВХ. Он будет отражать определенные частоты и привнесет в сцену свое со-звучание. Если ваш экран подъемный, то можно провести очень простой тест: запустить музыку, затем поднять экран. Вы сможете сами убедиться, что звучание станет намного чище и приятнее. Поэтому, чтобы избежать этих негативных воздействий, лучше использовать акустически прозрачный экран. Звук будет проходить сквозь него, регулировать акустику по своему вкусу мы великолепно сможем при помощи абсорберов, закрепляемых на задней стене. Поэтому для оборудования моего кинозала я планирую взять именно этот тип экрана.

Следующей важной темой нашего рассмотрения станет акустика помещения. Создание правильной акустики в помещении тесно связано с вопросами дизайна. Понимание особенностей акустики необходимо для того, чтобы правильно расположить элементы нашего оборудования и правильно выбрать акустические системы. Часто можно слышать ошибочные высказывания: «Я готов потратить несколько тысяч евро на создание нужной акустики помещения», покупает кое-какие панели, заказывает еще несколько ковриков, приклеивает их на стены». Потом человек хлопает в ладоши, выкрикивает что-нибудь, убеждается, что звук действительно гасится, и успокаивается. По-моему, это совершенная ерунда. Нужно знать, что коврики на боковых стенах абсорбируют только высокие частоты. Басы и средние частоты от таких стен отражаются. Конечно, некоторое положительное влияние окажут мягкие кресла, но это совсем не тот эффект, который нам бы хотелось получить. Отраженные низкие частоты превращаются в висячие волны. Они многократно переотражаются от стен и затухают только тогда, когда иссякает звуковая энергия.

Высокие частоты сразу проглатываются, и мы получаем типичный подвальный звук с приглушенными средними частотами и довольно точными басами. Да, его можно слушать на большой громкости, он не будет действовать на нервы, потому что мы не будем слышать ВЧ-диапазон полностью. Но, по-моему, такое звучание не имеет ничего общего с по-настоящему высококачественным звуком, который должен быть естественным и сбалансированным. Именно поэтому для акустического оформления комнаты так важно иметь правильную концепцию. Как это выглядит в деталях, я покажу позже, а пока обозначу лишь в общих чертах. В углы мы установим абсорберы для басов (10:30), за экраном, по боковым стенам и на потолке – широкополосные абсорберы (10:35).Домашний кинотеатр: планирование и установка

А под креслами расположим резонатор или даже два резонатора Гельмгольца (10:45).

Домашний кинотеатр: планирование и установка

В своей разработке я опирался на то, что будет использоваться набор акустики 5.1. Многие могут возразить, почему я, потратив столько средств на акустику помещения, не могу себе позволить набор 7.1 или 9.1, или 11.1 или. Ответ (а также совет) простой: хороший набор 5.1 будет почти всегда значительно лучше, чем посредственный 7.1. Ко всем более многочисленным наборам я отношусь крайне скептически. Здесь нужно уяснить для себя, что пока просто не существует форматов, где бы звук разделялся на большее количество каналов, чем требуется для работы системы 7.1. Ни один Blu-Ray не содержит информации больше, даже широко разрекламированный диск с записью фильма «Неудержимые 2», имеет звуковую дорожку только для системы 7.1. Таким образом, абсолютно все аудиозаписи при воспроизведении на системах 9.1 и выше должны проходить через цифровую экстраполяцию. При экстраполяции неизбежно возникает две проблемы. Во-первых, усилитель должен просчитать, или, говоря проще, угадать, какую часть акустической информации он должен будет подавать на дополнительные акустические системы. Во-вторых, вследствие этих расчетов любой без исключения усилитель или ресивер будет терять часть своей производительности, ниже станет разрешение, точность, динамика. Видимо, поэтому системы 9.1 или 11.1 сейчас идут чаще всего в низшей или максимум средней ценовой категории.

Если мы в нашем домашнем кинотеатре все-таки хотим иметь достойный уважения звук, мы остановимся на качественном наборе 5.1. Так, например, если я готов отдать за акустические системы 20 тысяч евро, то я буду приобретать именно набор 5.1, а не 9.1. Ведь в этом случае мои колонки получатся в два раза качественнее, а результирующий звук будет в два раза лучше. Здесь принцип такой: лучше купить меньший, но более качественный набор акустики.

Следующий важный шаг – правильное размещение АС в помещении. Левую и правую колонки я буду вешать на боковые стены, и на задней стене будут располагаться две тыловые. Расстановка отдельных АС должна быть максимально оптимальной (13:09), чтобы усилителю не приходилось потом производить дополнительные расчеты.

Домашний кинотеатр: планирование и установка

Затем мы должны продумать, где будет находиться наша электроника. Советую по возможности не располагать ее между фронтальными акустическими системами, хотя зачастую предлагается поступить именно так. Вроде и выглядит это неплохо, но такое расположение будет негативно влиять на акустику, устройства начинают заметно резонировать, вибрировать, а этого мы хотим избежать. Самым лучшим решением будет вынести электронику в отдельное техническое помещение. Оно должно располагаться в непосредственной близости от нашего кинозала, так как длина кабельной разводки тоже играет немаловажную роль.

И только после того, как мы разработали полную концепцию нашего будущего домашнего кинотеатра, нарисовали модель, выбрали тип и размер экрана, проработали акустику помещения, расположили акустические системы и электронику, можно приступать к работе, чем я и собираюсь заняться в ближайшие дни. Чуть позже, во второй части, я расскажу и покажу, как это происходило, как реализовывались мои задумки, на какие особенные моменты нужно обратить свое внимание. В заключительной, третьей части, я представлю вам готовый домашний кинотеатр и расскажу кое-какие подробности по тонкой настройке.

Надеюсь, вам было интересно, благодарю за внимание, следите за новостями, до связи.