Зачем переходить на картинку 4K и аудио в высоком разрешении?

Дата: 16.05.13 | Адрес: http://кинодом.рф/articles/text.asp?id=728
Автор русского текста: Евгений Корнилов, специально для Кинодом
Автор: Richard Stevenson
По материалам сайта: Home Cinema Choice | Point of View: The science of cinema

Точка зрения: наука и AV-технологии.
Развиваются ли AV-технологии с такой скоростью, что наши уши и глаза не могут за ними угнаться?

Зачем переходить на картинку 4K и аудио в высоком разрешении?

Всегда удивляюсь, когда кто-то мне говорит, что он или она не могли бы заниматься моей работой (написанием обзоров) – мол, его или ее уши и глаза недостаточно хороши для этого. Люди убеждены, что они не услышат разницы между двумя парами колонок или не увидят разницу в картинке между двумя HD-экранами. И, хоть я первым начинаю расхвалить свои чуткие уши и орлиное зрение каждому, кто заинтересован в тестировании AV-оборудования, в реальности все немного иначе. Мои физические возможности по восприятию изображений и аудио ничуть не лучше, чем у большинства здоровых людей. Разве что с точки зрения времени, потраченного на тестирование различной техники, я многим могу дать фору.

Все дело в индивидуальном восприятии – для большинства звук обычного CD с бюджетной акустики будет вполне хорошим, а разрешение Full HD – просто потрясающим. Зачем же тогда переходить на картинку 4K и аудио в высоком разрешении? Да они просто не заметят разницы.
И их мнение тоже может быть справедливым. Будет ли картинка 4К выглядеть лучше на телевизоре среднего размера, чем в стандартном разрешении 1080p? По определению, нормальное зрение 20/20 означает способность различить линии с интервалом в 1,75 мм с расстояния в 6 метров. Максимальной остротой зрения на этом расстоянии считается показатель 20/10 – способность различить линии с интервалом 0,87 мм на 6 метрах. Переводя это на среднее расстояние до ТВ-экрана в 4 метра, можно с уверенностью сказать, что пиксели размером в 0,58 мм сможет различить только человек с очень хорошими глазами.

Так, у 50-дюймовой панели разрешением 1920 x 1080 пикселей каждый пиксель имеет размер в 0,58 x 0,58 мм. Таким образом, увеличение разрешения 50-дюймового экрана сделает отдельные пиксели неразличимыми для человеческого глаза. Поэтому для экранов диагоналями 50” и меньше HD-форматы 4K x 2K бессмысленны, так как разница реально будет незаметна.

Аналогичную арифметику можно применить и к аудио сверхвысокого разрешения, чтобы определить, способен ли человеческий слух различить разницу в качестве аудио. Да, разница между несжатыми композициями на Blu-Ray и MP3 битрейтом 128 Кб/с довольно очевидна, но что насчет более высоких разрешений? Сможет ли мы различить композиции 96 КГц/24 бит и 192 КГц/24 бит? Вряд ли человеческое ухо способно даже близко приблизиться к улавливанию разницы между этими двумя форматами.

В реальном же мире...
Достигли ли мы биологических пределов, после которых любое технологическое улучшение не будет приносить видимых (и слышимых) результатов (разумеется, если только у вас не зрение как у орла или слух как у летучей мыши)? Сухие цифры говорят, что это так, однако реальность не настолько ограничена. Например, на 32-дюймовом экране разница между 720p и 1080p бросается в глаза, несмотря на определение остроты зрения 20/20 или даже 20/10 (согласно которым эта разница должна быть неразличима). Акустика с супер-твитерами, выдающими частоты свыше 40 КГц, явно отличается по звуку от колонок с пределом в 20 КГц. Учитывая, что большинство ученых говорят, что 20 КГц являются пределом человеческого слуха, наука и реальность опять не согласуются друг с другом. Очевидно, сложный человеческий организм способен воспринимать куда более тонкую разницу в звуке и изображении, чем утверждают базовые измерения наших зрительных и слуховых способностей.

Хорошая новость – ваше восприятие позволит вам насладиться преимуществами аудио высокого разрешения и небывалой детализации картинки 4K.