Как выбирать A/V ресивер

Дата: 22.04.13 | Адрес: http://кинодом.рф/articles/text.asp?id=680
Автор русского текста: Игорь Чудаков, специально для Кинодом
Автор: Rob Sabin
По материалам сайта: Home Theater | How to Buy an A/V Receiver


Из всех компонентов в вашей системе домашнего кинотеатра ни один не задействован больше, чем ваш аудио/видео ресивер (AVR). Но покупка AVR для домашнего кинотеатра может оказаться непростой задачей и для новичков, и даже для бывалых любителей, кто вновь бросается в пучину апгрейда. В последние несколько лет AVR технологии и возможности постоянно развивались в разных направлениях. Давайте рассмотрим некоторые базовые понятия, которые помогут вам сделать свой выбор во временном отрезке около 2012-2013 годов.

A/V что...?
A/V ресивер сочетает в себе три аудио компонента в одном корпусе. В первую очередь, он выполняет традиционные функции предусилителя и усилителя мощности. Звук для любого домашнего кинотеатра начинается с относительно низкоуровневого аудио сигнала, поступающего от источника, такого как приставка кабельного телевидения или проигрыватель дисков. В наше время, это вероятнее цифровой аудио сигнал, а не аналоговый. Этот сигнал преобразуется из цифрового в аналоговый по мере необходимости, управляется для установки необходимого уровня громкости и, возможно,  для подчёркивания басов и верхов (или более сложной эквализации) прежде, чем он пойдет в усилитель мощности, чья работа заключается только в том, чтобы накачать звук до уровня мощности, достаточного для звучания ваших колонок на нужном уровне.

Как выбирать A/V ресиверСегодняшние AVR выполняют третью важную функцию в том же самом корпусе, - декодирование и смешивание многоканальных цифровых саундтреков, находящихся в современных Blu-Ray дисках, DVD, теле-радио передачах и интернетовских потоковых программах. В первые годы "объемного звука" это выполнялось автономным процессором, но теперь он эффективно интегрируется в секцию предусилителя ресивера. Применение процессоров окружающего звука в современных AVR также позволяет вам превращать  стерео контент с двумя звуковыми каналами в подобие многоканального объемного звука, использующего все ваши колонки.

Коммутаторная секция предусилителя вашего AVR также обеспечивает переключение с одного источника на другой, так что вы можете перейти от просмотра Blu-ray к телевизионному шоу одним нажатием кнопки. Так как ресивер должен принимать как аудио-, так и видео-сигналы, то для выполнения этой задачи многие из них также обеспечивают обработку видео, которое упрощает подключение источников видео различных типов к HD телевизору с одновременным  улучшением качества изображения.

Сегодня у AVR есть дополнительные функции, которые позволяют оптимизировать качество звука именно для вашей комнаты и подстраивают звук по вашему вкусу в зависимости от содержания. Но мы поговорим об этом позже.

Каналы и мощность
Хотя с увеличением цены количество возможностей  AVR добавляется, но ключевым преимуществом для большей траты денег должна быть бОльшая мощность. Качественный усилитель с запасом мощности увеличит возможность исполнения громких сложных пассажей без слышимых искажений. Однако, определение точной потребности в мощности для Ваших нужд может быть сложным. Это зависит не только от размера Вашей комнаты и эффективности вашей акустической системы при преобразовании мощного сигнала в звук, но и от истинных возможностей конкретного экземпляра в то время, как вы не можете полностью рассчитывать на указываемые прозводителем мощностные характеристики того или иного AVR. Два AVR, с заявленной мощностью 100 Вт RMS на канал при относительно низких искажениях в 0.1%  при работе на пару фронтальных колонок с номинальным сопротивлением 8 ом, могут не достичь одинакового результата при громком  воспроизведении сложного многоканального контента. Некоторые AVR будут выдыхаться и ограничивать выходную мощность всех каналов или даже временно отключать их во избежание перегрева и потенциального ущерба.

Все AVR ревью сайта www.hometheater.com включают в себя весьма показательные измерения при многоканальном тестировании, проводимого на испытательном стенде  Хотя этот тест намного более требователен, чем какая-либо реальная ситуация, с которой столкнётся  AVR, но если выходная мощность, измеренная с пятью или семью одновременно работающими каналами достаточно близка к публикуемой спецификации для двух каналов, то это хороший индикатор более стабильной мощности и способности вашей системы достигать более громкого уровня звука при меньшей нагрузке. Тем не менее, имейте в виду, что усилитель, который достигает этого, не всегда является самым большим или самым тяжелым. Неожиданно появивившиеся новые схемотехнические топологии, особенно ключевые усилители класса D, позволяют передавать мощность колонкам более эффективно, чем традиционные усилители класса АВ или А. Однако эти AVR класса D нового поколения значительно варьируются ко качеству воспроизводимого звука. Читайте отзывы прежде покупать их под воздействием назойливой рекламы.

THXСочетание сертифицированного THX AVR с сертифицированными THX колонками, гарантирует способность достигнуть определенной громкости звука в комнате, кубический объем которой заявлен в сертификации соответствующего уровня. Для получения дополнительной информации посетите www.THX.com.

Сколько каналов и колонок Вам нужно? Многие эксперты сходятся во мнении, что для домашнего кинотеатра вполне достаточной является базовая 5.1-канальная конфигурация. Она включает в себя включает в себя фронтальные колонки левого, центрального и правого каналов, пара динамиков объемного звука, в идеале размещаемых вдоль боковых стен (и немного позади основных мест прослушивания) и выделенный сабвуфер (.1). До недавнего времени было недостаточно материала с отдельными каналами в формате  7.1, чтобы оправдать добавления задних колонок объёмного звука и заполнить все семь колонок. Сейчас ситуация меняется,  появились blu-ray диски, идущие с саундтреком с 7.1 каналами с высокой разрешающей способностью и все больше кинорежиссеров изначально выбирают объемный 7.1 для основной звуковой дорожки. Однако, использование дополнительных колонок сверх 5.1 каналов следует считать улучшением, а не основным требованием, даже при том, что только самые дешевые AVR сегодня обеспечивают меньше семи встроенных усилителей. Два дополнительных канала могут использоваться для работы с задними колонками объемный звука, но кроме того большинство AVR позволяет использовать пару колонок для второй зоны в другой комнате.

Кроме 7 канальных существуют  AVR с девятью или даже одиннадцатью каналами (в комбинации колонок и линейных выходов усилителя), которые могут позволяют использовать дополнительные фронтальные каналы высоты и ширины ,  искусственно получаемые из 5.1-канальных саундтреков с помощью некоторых передовых режимов объемного звучания (см. ниже). Но повторим ещё раз:  при отсутствии отдельных звуковых дорожек, позволяющих получить полное преимущество от использования этих дополнительных колонок, необходимость добавления этих каналов остаётся под вопросом.

9.2-канальный сетевой AV-ресивер Onkyo TX-NR3010

9.2-канальный сетевой AV-ресивер Onkyo TX-NR3010

Режимы объемного звучания
Одна вещь, которая добавляет пугающую сложность работе AVR - наличие множества режимов прослушивания объемного звука. Некоторые из них выполняют похожие функции при использовании конкурирующих технологий: Dolby, DTS, Audyssey и даже THX, которые добавляют свои собственные настраиваемые режимы объемного звучания THX-сертифицированным ресиверам.

Основная идея — при том, что можно экспериментировать как угодно, но если Вы хотите наслаждаться полным эффектом того, что задумал его создатель, то лучше воспроизводить  контент, используя тот же формат, что и в оригинальном саундтреке. К счастью, каждый AVR поставляется с режимами, необходимыми для декодирования саундтреков, используемых в DVD и Blu-Ray дисках. Это включает в себя стандартные Dolby Digital и DTS, используемые в DVD и форматы высокого разрешения без потерь Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio, создаваемые сейчас на большинстве Blu-Ray дисках. Последние форматы заметно превосходят более ранние форматы сжатия с потерями и являются одной из наиболее весомых причин обновить Ваш AVR, если вы еще не пользуетесь этим преимуществом. Большинство телевизионных передач использует  Dolby Digital с потерями, а некоторые потоковые контенты от основных поставщиков, таких, как Vudu и Netflix, в настоящее время используют Dolby Digital Plus, обеспечивая небольшие преимущества в эффективности передачи или качестве звука по сравнению с традиционным Dolby Digital. Установите для вашего нового AVR автоматические настройки объемного звучания, и если для Blu-ray проигрывателя и других цифровых источников вы выбрали режим аудио выхода bitstream  (битовый поток), ресивер должен распознать исходный материал и установить соответствующий режим объемного звучания.

Следующий набор основных режимов прослушивания, имеющийся в AVR, предназначен для декодирования матрицы объемного звука закодированных двухканальных источников и преобразования  двухканальных стерео записей или ТВ-шоу в квази объемный звук. Самые известные из них, вероятно, Dolby Pro Logic IIx и DTS Neo: 6. Они различаются по  эффективности в зависимости от материала программы и обычно они доступны как часть пакета обработок Dolby и DTS, включённых в ресивер.

Системы Dolby Pro Logic IIz и Audyssey DSX все более и более поддерживаются теперь в ресиверах от среднего уровня до HighEnd устройств. Эти режимы позволяют добавить дополнительные фронтальные колонки канала высоты и/или ширины, которые помещают, соответственно, выше и за пределами основной стереопары. Иногда для этого требуется дополнительный внешний усилитель. Но мы оставим пока на суд присяжных оценку значимости использования этих режимов для воспроизведения звуковых дорожек формата 5.1 и 7.1, применяемых в кинофильмах на сегодняшний день.

Dolby Pro Logic IIz

Вы также обнаружите, что производители предлагают свои собственные режимы для добавления дополнительных каналов или преобразования стерео сигнала в объемный. Они различаются по своей эффективности, и вам нужно почитать отзывы или попробовать их самим, чтобы найти те, которые действительно имеют значение для вас. Кстати, из палитры фиктивных режимов реверберации, которые по-прежнему предлагают некоторые AVR, отдельные именуются как «Церковь» и «Стадион». Лучше всего пропустить их.

Режимы компресии и громкости звука
Когда Вам нужно уменьшить громкость, чтобы не тревожить соседей или членов семьи во время громких пассажей, динамическое сжатие и нормализация уровня звука даст вам возможность способным слышать тихий диалог без разрыва барабанных перепонок от спецэффектов и избавит Вас от энергичных действий по регулировке громкости во время просмотра ТВ-шоу и фильмов. Некоторые AVR до сих пор выпускаются с ночным режимом для этой цели, но они обычно не достигают качества сторонних решений от Dolby, Audyssey и THX. Audyssey Dynamic EQ и THX Loudness Plus (поставляется на THX-сертифицированных ресиверах) стремятся поддерживать надлежащий частотный баланс и четкость диалогов при понижении уровня звука. То же делает и Dolby Volume. (Прим. переводчика: В русскоязычной литературе это называется тонкомпенсацией. Но эта тонкомпенсация сейчас более «умная», чем та, что использовалась в прошлом в усилителях.) Dolby Volume, также как и  Audyssey Dynamic Volume, могут помочь свести к минимуму колебания громкости при переходе между телевизионными передачами и рекламными роликами или между источниками сигнала с различными уровнями вывода сигнала, которые невозможно подстроить в источнике или ресивере.

Обработка видео
Видео сигнал стандартного разрешения (SD) получаемый из большинства телепередач или DVD перед выводом на современный дисплей HD телевизора с разрешением 1080р должен быть преобразован в HD формат с увеличением разрешения (upscaling) и преобразованием из черезстрочной развёртки в прогрессивную (deinterlacing). Чаще всего это сделано в источнике или в самом телевизоре, но лучшие AVR имеют встроенный видео процессор для выполнения этих функций, зачастую таких уважаемых брендов, как Marvell Qdeo или Anchor Bay, что иногда имеет лучший эффект. Другим ключевым преимуществом встроенной обработки видео является возможность преобразования аналогового композитного и компонентного видео от таких традиционных устройств, как видеомагнитофон или игровая приставка для просмотра через HDMI выход ресивера. Это позволяет  произвести подключение приемника к телевизору с помощью только одного кабеля HDMI, что значительно упрощает монтаж домашнего кинотеатра. Только лучшие AVR имеют эту функцию, так что, если это важно для вас, проведите исследование перед покупкой ресивера.


Продолжение...