Интервью Стивена Хилла, президента компании Straight Wire

Дата: 04.02.08 | Адрес: http://кинодом.рф/articles/text.asp?id=42
Автор русского текста: Стивен Хилл

Стивен Хилл (Steven Hill), президент компании Straight WireИнтервью Стивена Хилла (Steven Hill), президента компании Straight Wire журналу «Electronic House», декабрь 2007

Стивен Хилл (Steven Hill), президент компании StraightWire

Имея лишь обрывочные, начальные знания о кабелях и соединении компонентов с колонками, вы будет долго скрести в затылке, когда столкнетесь с задачей выбора – что нужно вашей аудио или видео системы, и чего она заслуживает. StevenHill– президент компании Straight Wire, решил нам помочь и ответил на некоторые вопросы по этой теме.
Есть ли у кабелей предпочтительное направление сигнала? Если да, то почему?
 
Одни компании заявляют, что они протягивают медный провод только в одном направлении для каждой заготовки, получают структуры, оптимизированные по ориентации зерен металла, и специально следят за этим (ведут учет направлений обработки). Похожая аргументация и у компаний, выпускающих кабели с так называемыми длинными кристаллами или монокристаллами – они утверждают, что  их улучшенные характеристики основаны на направленности проводника.

Кроме того, большинство колоночных кабелей имеют небольшую электромагнитную несимметрию из-за геометрии расположения внутренних проводников — особенно в многожильных спиральных конструкциях с 4, 6 или 8 проводниками. При такой конструкции существует небольшое преимущество одного из направлений движения сигнала, основанное на правиле «буравчика» или "правой руки”, известном еще из школьного курса физики. Направление магнитного поля проводников таково, что одно из направлений распространения сигнала имеет небольшой приоритет. Туда производитель  и ставит стрелку на оболочке кабеля.

Третья объективная причина возникновения у кабеля ориентации – такое экранирование акустического кабеля, когда экран заземляется (соединяется с отрицательным потенциалом) только на одном из концов. Здесь важно знать, где лучше всего это сделать — обычно на стороне усилителя, а не колонок, поэтому в направлении, указанном стрелкой контакта с землей чаще всего нет.

Действительно ли только хорошие кабели обладают направленностью?
Как я уже отмечал, есть несколько случаев, в которых направленность можно учитывать. Для систем высокого уровня, как и для автомобилей высокого класса, все аспекты нужно рассматривать и систему следует настраивать. Выше я упомянул лишь три существенных аспекта: правило "правой руки", направление вытяжки кристаллов и место заземления экранированных кабелей.

В то же время многие покупатели будут чувствовать себя гораздо спокойнее, если им укажут стрелкой направление сигнала на кабеле, даже если для этого нет особых оснований. Идя им навстречу, большинство кабельных компаний печатают на оплетке стрелки или предлагают следовать направлению текста на оболочке – только чтобы конечный пользователь был удовлетворен.

На что следует обращать внимание при покупке колоночных кабелей?
На однородность затяжки оболочки, структуру внутреннего наполнителя и укладку внутренних проводников - чтобы не было зазоров или вариаций плотности. Медь не должна иметь зеленого или черного оттенков, указывающих на коррозию.
Для инсталляционных кабелей, следует обращать внимание на сертификацию, требующуюся для прокладки в стенах, чтобы она соответствовала их размещению — CL2, CL3, CM, Riser или Plenum. Большинство компаний поступают очень просто - используют полиэтиленовую (PVC) изоляцию самого невысокого качества и добавляют в нее пламегаситель (замедлитель горения) - в оболочку. Такой кабель вполоне соответствует требованиям пожарной безопасности, но серьезно ограничивает возможности систем по качественной передаче аудио сигналов на длинных расстояниях. Будьте также внимательны и узнайте, не содержит ли оболочка кабеля нестабильных пластификаторов. Со временем оболочка некоторых дешевых кабелей высыхает и растрескивается, особенно в условиях с экстремальными перепадами температуры и влажности.

Кабели более высокого качества обычно используют лучший диэлектрик (например, полипропилен, тефлон), а в качестве проводников бескислородную медь - OFC (99.95% чистоты). Такая медь свободна также и от остальных примесей, а не только от кислорода. В то же время в обычных рядовых кабелях используется стандартная электротехническая медь ETP (Electrolytictoughpitch - электролитическая), чистота которой равна всего 99.5%.
Широко распространено заблуждение, что проводник с множеством тонких жил (с трехзначным числом жил - xxxstrands) лучше, чем провод, в котором только 19-41 жила (что встречается чаще). Но хотя проводники с особо тонкими жилами более гибкие, их главный недостаток – большая площадь поверхности, подверженной коррозии, неизбежной при используемых технологических процессах экструзии и обработки. Хотя, с другой стороны, чем больше давление при обжатии пучка жил, тем меньше места остается для образования окислов меди. Некоторые производители заявляют, что большая площадь поверхности множества тонких проводников в их кабелях улучшает прохождение высоких частот, однако при этом одновременно увеличиваются шансы коррозии при протяжке, плетении и экструзии.

А чем отличаются кабели высокого качества?
Чтобы сделать кабель высокого качества, необходимо понижать его сопротивление (иметь большее сечение проводника) по мере повышения передаваемой мощности и расстояния. Цена увеличения сечения с 14 до 12 AWG ("гейджей") не так уж велика, даже на длинных расстояниях ("гейджи" – или AWG - AmericanWireGauge - это американская мера сечения: чем меньше номер, тем больше диаметр) .

В большинстве high-end колоночных кабелей вместо двух параллельных групп жил используется множество отдельных проводников. Дело в том, что пара параллельных проводов взаимодействует как два магнита, погашая часть сигнала, особенно при его передаче на большие расстояния. Скручивая их и делая каждый из отдельных  "магнитов" меньше, располагая поочередно — "плюс", "минус", "плюс", "минус", (в четырехпроводникой конструкции) — мы уменьшает электромагнитное взаимопогашение сигналов. Большинство кабелей с двумя витыми проводниками требуют наличия внутреннего наполнителя для того, чтобы оболочка оставалась круглой, а зазоры между жилами были стабильными, и не оставалось воздушных промежутков.

Во многих колоночных кабелях класса highend группы проводников составляют сложную по геометрии конструкцию, которая была разработана и проверена как для обычных, так и для highend аудио компонентов. Чтобы выбрать «свой» кабель, для потенциального покупателя всегда имеет смысл оценить (послушать) такие кабели в своей собственной системе. Следует отметить, что большинство специалистов по домашним театрам или стерео системам просто будут счастливы предложить вам такую услугу. Если же дилер или системный интегратор (инсталлятор) не захочет вам помочь, то проще обратиться к солидным производителям high-end кабелей, и они охотно пойдут вам навстречу.
Как рассчитать сумму, которую следует потратить на кабели? Если, к примеру, вы покупаете LCD-телевизор за $2,000, умеренные по цене компоненты и колонки, сколько вам нужно выложить за кабели?

Это зависит от расстояний и количества источников в системе, но в среднем считайте, что от 6 до 12 процентов того, что вы затратили на A/V аппаратуру. Мы убеждаем покупателей устанавливать свои компоненты как можно ближе к L,C,R колонкам, если это возможно, т.к. по этому пути проходит большая часть информации. Если все-таки приходится прокладывать кабели на большое расстояние, то пусть это будут соединения для каналов окружающего звука.

Справедливы ли эти проценты для систем самого высокого - high-end уровня?
При средней длине соединений – от 8 до 14 процентов. Имейте в виду, что многие владельцы тратят даже больше, после того как прослушают кабели премиум-класса и обнаружат, что синергия (взаимное благотворное влияние) и общее улучшение качества работы системы имеет место. Здесь можно привести аналогию: покупая подержанный автомобиль, многие и не думают о замене покрышек на новые, лучшего качества, и часто бывают поражены, насколько лучше начинает вести себя машина.
 
Одно из самых серьезных преимуществ специализированных дилеров-ритейлеров или хороших инсталляторов заключается в том, что они имеют представление о том, что такое high-end кабели, сетевые кондиционеры, акустическая обработка помещения, правильная расстановка  колонок и т.п. Они могут предложить все это клиентам, которые хотят получить от своей системы максимум возможного. Дело в том, что многие покупатели весьма скептически относятся к подобным вещам и полагают, что их продают лишь для извлечения дополнительной прибыли. В то же время есть немалая часть покупателей, которые уже успели попробовать эти средства в своих системах и были приятно удивлены полученным улучшением.

Если кто-то думает, что он все равно не услышит или не увидит разницу, что бы вы ему сказали?
Разница в качестве, например изображения, просто очевидна — обратите внимание на расплывание красок, четкость контуров, уровни черного. Любая видео система – это четко настроенные схемы — DVD-плееры, AV ресиверы, мониторы — причем совместно с кабелями и сетевыми кондиционерами. Экспертные группы вроде ISF (ImagingScienceFoundation) и VideoEssentialsпродают тест-диски, которые можно использовать для настройки систем. При этом нужно учесть: каково будет освещение в комнате, собирается ли владелец смотреть кино днем при высоком уровне окружающей засветки?

В то же время услышать разницу в звучании бывает очень трудно из-за ужасной акустики помещения. Резонансы от гипсокартонных стен и окон могут полностью разрушить впечатление от презентации. Иногда возникает и обратный эффект - покупатель слышит разницу, но она ему не нравится. Причина в том, что некоторые кабели обеспечивают лучшую фокусировку и детальность в ущерб теплоте, музыкальности или передаче звуковой сцены. Продавец или инсталлятор должен определить, что больше нравится покупателю и предложить именно это. На общее впечатление от прослушивания влияет также динамичность, энергия мидбасов, ослабление высоких частот и многое другое. Кабели – это, образно говоря, приправа, в то время как остальные компоненты – это хлеб и картошка — разные люди предпочитают разные соусы, и им нужно время, чтобы найти то, что нравится.

Многие люди не доверяют своим ушам. В то же время зрительные оценки они используют каждый день, и своим глазам вполне доверяют. Многие смирились с утверждением, что у них не «золотые» уши и поэтому колеблются или воздерживаются от удовольствия открыть для себя звучание хорошей аудиосистемы. В конце концов, в нашем мозгу столько же рецепторов для аудио, сколько и для видео — их надо просто использовать и развивать.
Таким людям следует послушать несколько разноплановых, но выдающихся аудиосистем и определить, что же для них важнее всего. Тончайшие детали, текучесть и гладкая плавность музыки или динамичность, четкость, острота подачи. Жанр музыки, уровень громкости, продолжительность прослушивания или же типично театральные аспекты, такие как фокусировка в центре, размер звуковой сцены и его соответствие визуальной информации, динамический диапазон, который должен произвести впечатление, но не должен разбудить соседей!
 
В чем же заключается разница между кабелями различного уровня?
Более высокий уровень кабеля – это материалы лучшего качества, более широкое их использование, совершенная конструкция, специальные применения и многое другое. Соответствует ли уровень кабелей уровню вашей системы? Причем не по цене, а на основе пожеланий клиента и параметров оборудования/помещения. Потом, по месту установки сабвуфера, частоте раздела кроссовера, усилению.
С колоночными кабелями можно наделать больше ошибок, чем с межблочными. Они должны передать и сигнал и мощность, в то время как интерконнекты проводят только сигнал. Так что, если у вас есть выбор, делайте Акустические кабели как можно короче, а межблочные можно сделать и подлиннее.

Какое значение имеет сечение проводников и как его следует выбирать?
Значения AWG (AmericanWireGauge) соответствуют измерениям сечения в квадратных дюймах или миллиметрах для любого проводника. При этом, если площадь удвоить, показатель AWG уменьшается на 3 единицы (сечение двух проводов 16 AWGравно одному в 13 AWG, а два 14 AWGпровода по проводимости равны одному в 11 AWG, и т.д.). В большинстве стерео систем колонки располагаются достаточно близко к усилителю или ресиверу  –- от 2,4 до 5 м (8 - 15 feet) — а вот в домашних театрах расстояние до АС может достигать 15 м (50 feet). Ассоциация CEDIA (CustomElectronicDesignandInstallationAssociation) и компания THXразработали Таблицы, в которых дается минимальное сечение в AWGв зависимости от длины проводов, но при этом надо также иметь в виду, какую мощность вы хотите передать.
 
Для встроенной акустики, подумайте, стоит ли экономить по четверть цента на каждый фут ($.25 perfoot) и заложить в проект простейший 2-жильный кабель сечением 16 AWG – только лишь для того, чтобы обнаружить, что по нему невозможно эффективно передать выходной сигнал  60-ваттного (на канал) усилителя на расстояние свыше 25 м (80 feet)? Как вам понравится опять долбить стены, чтобы заменить кабель? А что если через несколько лет вы поменяете усилитель, и кабель не сможет выдержать увеличенную мощность?!

Здесь при выборе кабеля надо принимать во внимание длину, затем чувствительность колонок, потом мощность, а в четвертых – продолжительность прослушивания (провода могут сильно нагреться, если их сечение мало). Небольшой кусок хорошо приготовленного филе всегда лучше, чем большой кусок дешевого мяса. Двойной кабель сечением 12 gauge, сделанный из простой меди с полиэтиленовой изоляцией низкого качества, как правило, хуже 4-жильного витого кабеля сечением 4 х 16 gauge (в сумме это 13 AWG). Несмотря на то, что кабель 12 gauge толще, все равно в нем будут потери из-за электромагнитного взаимопогашения музыкальной информации.

Сравним для наглядности с критериями, по которым вы оцениваете автомобильные шины: Как быстро вы собираетесь ездить? Каков полный вес машины? Будете ли вы ездить по бездорожью? Что за подвеска у машины? Какие вам нужны шины – всесезонные, зимние или летние? Что вас больше интересует – качество сцепления или долговечность?
Рассмотрим основные факторы при выборе акустических кабелей:
1. Расстояние прокладки (сегодня оно часто превышает 30 м (100 feet)
2. Чувствительность колонок (84 – 91 дБ на 1Вт/1м)
3. Выходная мощность – большая разница: передать 20 Вт на канал от усилителя, купленного на «блошином рынке» или 100-Вт на канал от усилителя Krell
4. Продолжительность прослушивания – вы собираетесь устраивать вечеринки на всю ночь или вам хватит нескольких песен перед обедом

Почему одиночный кабель HDMI стоит так чертовски дорого?
Это очень сложный вопрос, но я попытаюсь ответить ...
В этом кабеле четыре витых пары с волновым сопротивлением 100 Ом, пять одиночных проводников, два экрана, и все это должно быть изготовлено чрезвычайно аккуратно, с малыми вариациями – для постоянства параметров. Добавьте сюда еще 19-штырьковый разъем с 17 соединениями на каждом из концов.
Когда великие деятели мира бытовой электроники собрались вместе для разработки концепции и стандарта HDMI, они руководствовались благими намерениями. Но появление целых шести версий всего за три года говорит о том, что, возможно, концепция «один-провод-для-всех-задач» была не слишком реалистичной для такого широкого круга применений, который нужен A/V энтузиастам.

Приведу еще одно образное сравнение: вы можете купить гамбургер в ресторане «AM/PM» за $.89, у которого срок хранения 3 года, благодаря устойчивой к приправам оболочке и кто его знает, каким стабилизаторам и консервантам. Но вы также можете получить гамбургер за $40 в «SSSSGrill», приготовленный из «мраморной» японской говядины с семью свежими роллами и маслом из трюфелей, как вариант. И тем, и другим гамбургером можно с успехом набить желудок. Еще один пример: вы можете купить массовые электронные наручные кварцевые часы в магазине Wall-Martза $7.99 или предпочесть механические марки PatekPhillipeза $79,000. И те, и другие покажут вам точное время.
Точно так же вы можете сегодня купить HDMIкабель всего за $10 с медными проводками толщиной всего 30 gauge, а можете найти кабель точно такое же длины за все $250 – но с покрытыми серебром проводниками, увеличенным сечением – до 22, с титановыми корпусами разъемов и декоративной оплеткой под цвет вашего ковра.  Дело в том, что уважающие себя производители кабелей и умные ритейлеры и системные интеграторы не хотят, чтобы покупатели постоянно названивали им по проблемам с кабелями.
Короче говоря, что за технология стоит за этими кабелями?

Начиная с создания USB кабелей, творцы их концепции предполагали передачу сигналов только на короткие расстояния (3.6 – 5м, 12 to 16 feet), причем удобным кабелем типа «воткнул-и-работай». Они хотели сделать компактный разъем и не подумали о его фиксации, как это сделано для  DB 9, 15, 25 или DVI. HDMI передает цифровое аудио, видео, управляющие сигналы и позволяет компонентам общаться между собой. Он также имеет 5-вольтовый уровень сигналов, что очень полезно.
Существует множество версий HDMI, а у кабелей их столько же или больше?
Нет, не так уж много. Их отличают разные сечения внутренних проводов, различные покрытия или их отсутствие (голые проводники), а также наличие сертификации для прокладки в стенах, такой, например, как CL.

А что насчет экранирования?
Фольга, плетеный экран или спирально уложенная группа проводников, расположенная вокруг другой группы проводников, может уловить и погасить внешнее электромагнитное излучение  EMI (шум), а также отвести его в землю, чтобы не создавать помех для полезных сигналов, проходящих по кабелю. В некоторых конструкциях, экран одновременно препятствует выходу внутренних сигналов наружу, чтобы не мешать другим компонентам или кабелям. Чаще всего для экранирования используются медь, алюминий и другие материалы.

При прокладке кабелей должен ли я держать колоночные кабели подальше от силовых? Почему?
Более важно избегать соседства слаботочных кабелей –- аудио и видео интерконнектов — с силовыми кабелями. В то же время колоночные кабели передают достаточную мощность, чтобы на них не слишком влияли сетевые наводки.
А что можно сказать о кабелях для передачи данных?
Если иметь в виду не-экранированный кабель CAT5e, держите его подальше от силовых линий или трансформаторов для низковольтного освещения. Большинство аудио и видео интерконнектов, аналоговых и цифровых достаточно эффективно экранированы от помех на высоких частотах. Однако они могут быть весьма восприимчивы к сильным помехам от сетевых 50Hz (AC) кабелей, если силовые провода не экранированы и пролегают параллельно слаботочным на расстоянии менее15 см (6 inches).
 
Можно ли проложить колоночные кабели вместе с видео кабелями?
Обычно это не рекомендуется –- но и не представляет особой проблемы –- особенно если у вас многожильный (4 или более) колоночный кабель с проводниками, расположенными попеременно по полярности:  +, -, +, -. Если же у вас простой и большой (12AWG) кабель из двух параллельных проводников, то он может создавать более высокий уровень EMI (электромагнитных помех).

Проверьте трижды …  и прочие советы?
1. Убедитесь, что ваш инсталлятор использует кабели, качество которых соответствует вашей системе. Многие конторы используют кабели очень низкого качества, но уделяют много времени «макияжу» и привязке, выставляя затем счет за потраченное на это время. Не правда ли, что это похоже на мытье свиней шампунем, надевание смокинга на обезьяну, или на применение гурманских рецептов к тушенке?
2. Не упускайте из внимания ни один кабель, который должен пройти в стене. Когда отделка будет завершена, у вас уже не будет шансов изменить что-либо. Убедитесь, что нужный кабель проложен именно там, где вы наметили. К сожалению, некоторые интеграторы используют внутри стен провода низкого качества, а снаружи прокладывают на 1,5 – 2,5 м (5 - 8 feet) что-нибудь получше. Если интегратор или продавец не предлагает вам варианты апгрейда, сами спросите про них. Вам не обязательно покупать их, просто рассмотрите варианты. 
3. Большинство сотрудников фирм кабельного, спутникового телевидения (CableTV, Dish, DirecTV) или службы эксплуатации здания подключают вашу систему простейшими композитными кабелями, самыми дешевыми, какие могут найти. Мы часто обнаруживаем телевизоры высокой четкости, подсоединенные по кабелю S-Video (когда-то 1990 это был технологический скачок), и колоночные кабели, напоминающие «лапшу»!