Полотна для экранов от Stewart Filmscreen

Дата: 23.06.09 | Адрес: http://кинодом.рф/articles/text.asp?id=161
Автор: Алексей Кудрявцев
По материалам: iXBT.com

Если ограничиться влиянием на качество изображения, то в домашнем кинотеатре, основанном на проекторе, можно выделить три главных компонента — это видеопроектор, помещение и экран. Проектор должен обеспечивать достаточно яркую, контрастную с правильной цветопередачей, без артефактов и т.д. картинку, помещение должно быть изолированным от постороннего света и, по возможности, иметь темные стены, пол и потолок. Задача экрана состоит в том, чтобы показать картинку зрителю, не внося в нее геометрические и цветовые искажения, а также без артефактов в виде блесток и бликов и т.д. При этом большое значение имеет как конструкция экрана, так и материал, из которого изготовлено полотно. В частности, правильно подобранное полотно поможет частично скомпенсировать недостатки проектора и/или помещения, например, при прочих равных условиях повысить яркость изображения или контрастность. В предлагаемом обзоре приводятся результаты тестирования трех марок материала от ведущего производителя экранов — компании Stewart Filmscreen.

Рамка проекционного экрана составлена из четырех балок сложного профиля. Материал балок — алюминиевый сплав с анодированной и покрашенной поверхностью. Фронтальная и боковая поверхности балок с частичным заходом на заднюю поверхность оклеены черным бархатом. Экран транспортируется в разобранном состоянии, при сборке балки стыкуются и плотно свинчиваются. Спереди и сбоку стыки между балками вниание не привлекают, так как их маскирует соприкасающееся бархатное покрытие. Конструкция очень жесткая, но относительно легкая. Для крепления к стене предусмотрены перемещаемые в пазах проушины.
 
ScreenMedia
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отметим удобство монтажа — расположив и зафиксировав в нужном месте проушины, рамку еще без полотна можно приложить в нужном месте к стене, чтобы аккуратно и точно разметить места под крепеж. Полотно закрепляется с обратной стороны рамки с помощью вделанных по периметру полотна довольно тугих кнопок. Пары ответных частей кнопок в углах жестко закреплены на рамке, а остальные можно перемещать вдоль балок, что позволяет избежать появления морщинок и волн при случайном отклонении в размещении кнопок на балке или на полотне. Полотно натягивается с заметным, но не чрезмерным усилием. Видимая снаружи поверхность закрепленного полотна имеет идеально ровную поверхность. В целом, конструкция экрана оставила очень благоприятные впечатления.
 
На тестирование были предоставлены три образца марок: FireHawk G3, GrayHawk RS G3 и StudioTek 130 G3. Паспортные характеристики материалов ScreenMedia:
 
Паспортные характеристики материалов ScreenMedia
 
 
 
 
 
 
 
 
Все три типа материалов предназначены для использования в экранах фронтального проецирования, устойчивы к возгоранию, опционально могут иметь перфорацию, создающую акустическую прозрачность, и имеют сертификаты THX и Imaging Science Foundation (ISF). По физическим характеристикам, материалы представляют собой относительно мягкое и тонкое полотно с характерным, но не резким запахом.
Далее, по тексту используются сокращенные названия: FireHawk G3 — FH, GrayHawk RS G3 — GH и StudioTek 130 G3 — ST.
 
Результаты тестирования
Согласно визуальной оценке, самым бликующим материалом был FH, блик был менее выражен у GH, и выраженного блика практически не было у ST. Степень «искрения» уменьшается в том же ряду. При этом в случае с FH «искрение» практически незаметно с расстояния 3 м и более, GH — от 2,5 м, ST — от 2 м. Материал FH выглядит светло-серым с металлическим отливом, GH — скорее, как матово-серый, ST — яркий матово-белый. Заметного изменения цветового баланса не выявлено во всех трех случаях. Поверхность материалов гладкая (примерно, как матовая бумага), никакой упорядоченной текстуры нет. Материалы обеспечивают высокую четкость изображения и хорошую различимость градаций оттенков.
 
Самый высокий коэффициент отражения, а значит, и самая яркая картинка при прочих равных условиях, у материала ST. Наименьший коэффициент отражения — у GH. 
 
Наилучшую защиту от боковой засветки обеспечивает материал FH. Наименьшую — ST. При этом зависимость яркости от угла падения света имеет прогиб вниз для материалов FH и GH, что говорит от большей выраженности блика, тогда как у графика для ST выгиб вверх, а значит, блик практически не выражен, так как в пределах вероятных улов просмотра яркость меняется несильно.
 
В условиях затемнения все три материала обеспечивают практически одинаковую контрастность. То, что контрастность в случае материала ST ниже, чем у FH на 1,8%, с практической точки зрения, не имеет значения. В присутствии внешней засветки контрастность менее всего падает в случае FH, и в наибольшей степени — в случае ST. 
 
Выводы
Все три материала позиционируются для использования в качестве полотен для кинотеатральных экранов. При этом материалы различаются по всем важным оптическим характеристикам: коэффициенту отражения, выраженности блика, степени «искрения», подавлению боковой засветки и обеспечиваемой контрастности. Разумеется, все эти характеристики так или иначе взаимосвязаны, поэтому выбор нужного материала является поиском оптимального компромисса. Мы считаем, что при выборе из этих трех материалов ограничивающим фактором будет выраженность блика. Если бы не этот показатель, то лучшим материалом следовало бы признать FireHawk G3, который обеспечивает яркую картинку при хорошем подавлении боковой засветки, а значит, с сохранением высокого контраста в условиях внешней засветки и/или переотражения от стен, потока и других поверхностей.
 
Итак, краткие выводы по протестированным материалам:

StudioTek 130 G3 — оптимальный выбор, если помещение полностью затемнено и имеет мало светлых поверхностей. Позволяет использовать проектор с невысоким световым потоком или эксплуатировать проектор в режиме пониженной яркости при проекции на большой по площади экран. Допускает размещение зрителя и проектора в широком диапазоне расстояний до экрана и со сдвигом относительно центра экрана.
 
FireHawk G3 — позволяет сохранить контрастность изображения в условиях наличия внешней засветки и/или в окружении светлых стен, потолка и других отражающих поверхностей. При использовании этого материала проектор и зритель должны находиться достаточно далеко от экрана и, по возможности, ближе друг к другу, чтобы область с высоким отражением занимала всю площадь проекции или хотя бы большую часть центральной части.
 
GrayHawk RS G3 — промежуточный вариант между перечисленными выше материалами, однако по основным характеристикам ближе к FireHawk G3. Соответственно, рекомендации по применению остаются такими же, как и для FireHawk G3, но GrayHawk RS G3 позволяет уменьшить выраженность блика на экране, если его не удается устранить подбором размещения проектора и зрителя в случае FireHawk G3.