Экраны Projecta - какие и как делают

Дата: 29.07.08 | Адрес: http://кинодом.рф/articles/text.asp?id=160
Автор: Алексей Кудрявцев
По материалам: iXBT.com

Экран – это одна из самых главных составляющих домашнего кинотеатра, в котором трудится проектор. Материал экрана напрямую определяет качество картинки, а конструкция – удобство в использовании. Одним из крупнейших производителей экранов является компания Projecta, а по объему продаж экраны от Projecta в России уверенно занимает первое место.

ProjectaСвою миссию компания Projecta видит в том, чтобы стремиться «превзойти ожидания клиентов благодаря легендарному сервису и новаторской продукции, которая отличается высоким качеством, функциональными возможностями и долговечностью». Компания Projecta была создана в 1953 году, 1991 Projecta вошла в состав американской компании Da-Lite Screen Company, а 2004 в Нидерландах была введена в строй самая крупная в Европе фабрика по производству экранов. Фабрика выпускает более 100 тыс. экранов в год, в ее штате – около 120 сотрудников, а занимаемая площадь равна 12 тыс. кв. м. 
 
К каждому экрану Projecta – руководство на нескольких языках, среди которых есть и русскийИнтересный факт - в 2007 году продажи проекционных экранов составляли примерно 35% от продаж проекторов. Видимо, часть покупателей проекторов обходятся без специальных экранов (проекция на белую стены, подвешенную простынь и т.д.), или используют новый проектор со старым или имеющимся в коллективном пользовании экраном. В России количество продаваемых экранов сравнимо с лидерами по продажам в EMEA – Германией, Великобританией и Францией. В основном экраны поставляются в сегмент бизнеса, но доля покупателей, приобретающих экраны для индивидуального пользования, неуклонно возрастает. Ассортимент экранов Projecta очень большой – это экраны с электроприводом, с ручным управлением, натяжные настенные и портативные экраны.
  
В качестве примера топовых решений приведем механизированный управляемый с пульта ДУ экран с перемещаемыми верхними, нижними и боковыми шторками из черного бархата, и ряд моделей, предназначенных для монтажа в подвесной потолок.
 
ProjectaProjecta

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На рисунке справа видно как опускаются боковые шторки.
 
Выбор полотна для экрана
В экранах Projecta фронтальной проекции могут использоваться несколько видов полотна, которые можно разделить на три группы: рассеивающие (матовые), отражающие и световозвращающие. Для экранов, работающих на просвет, используются различные виды полотен Da-Tex, в том числе и самоклеющиеся. Задняя проекция на просвет в основном используется в концертном и рекламном бизнесе и вряд ли имеет перспективы в домашнем кинотеатре и при проведении презентаций.
 
Отражающие (Datalux S/F/M) и световозвращающие (High Power) полотна направляют большую часть света от проектора в сторону зрителей, что с одной стороны повышает яркость изображения на экране, но с другой – уменьшает ширину сектора, в котором действует эффект повышения яркости, и вызывает заметное бликование экрана. Сфера применения экранов с такими полотнами – это проведение презентаций.
 
Матовый материал для экранов (серия Matte White) – это наиболее универсальный материал, пригодный как для использования в домашнем кинотеатре, так и при проведении презентаций. Он характеризуется широким углом обзора, отсутствием бликования и хорошей отражающей способностью.
 
В серии High Contrast представлены светло-серые и серые полотна, которые, как обещают, позволяют получить картинку повышенной контрастности и с хорошей детализацией в тенях.
 
Паспортные характеристики полотен
 
Механические свойства полотен определяют их использование в экранах различных типов. Например, тонкие виниловые пленки, не усиленные стекловолокном, используются обычно в натяжных экранах. Полотна серии Sound (перфорированные High Contrast D и Matte White P, диаметр отверстий чуть больше 0,5 мм) отличаются повышенной акустической прозрачностью, что позволяет размещать акустические системы за экраном, без значительного приглушения звука. Однако перфорированные полотна отражают на 7% меньше света.
 
Обсуждение результатов
Материалы, для которых стандартное отклонение яркости оказалось высоким, имели на поверхности микроскопические блестящие вкрапления или сильно бликовали. Вкрапления практически не оказывают влияния на картинку, так как при небольшом удалении от экрана перестают выделяться, тогда как блик сохраняется.
 
Можно выделить несколько групп материалов: матовые (ранг по блику 0), немного бликующие (1), с выраженным бликом (3), сильно бликующие (4, 5). Материал High Contrast D имеет очень выраженный и локализованный блик, поэтому получил самый высокий ранг. Материал High Power не имеет выраженного блика как такового, но отражает свет обратно на источник.
 
Все материалы немного смещали цветовой баланс в сторону теплых оттенков. В данном случае это можно рассматривать как достоинство, так как цветовой баланс большинства проекторов при максимальной яркости и без дополнительной коррекции обычно смещен в холодные тона.
 
Измерения относительной яркости с помощью датчика и по фотографиям дали немного различающиеся, но в целом совпадающие результаты. Приняв яркость материала Matte White D за 1, мы рассчитали коэффициент яркости (см. таблицу). Можно выделить 2 группы: «белые» экраны (коэффициент яркости по датчику от 0,92 до 1,0) и серые (0,67-0,79). Материал High Power имеет самый высокий коэффициент яркости (1,10 по фотографии), который был бы наверняка выше, если бы вспышка была расположена ближе к объективу. Коэффициент яркости материала Matte White P (black) равен 0,84 (промежуточное положение между двумя группами), вызвано это тем, что сквозь тонкий белый виниловый слой просвечивает черный слой оборотной стороны. Интересно, что по коэффициенту яркости материалы, отнесенные производителем к группе отражающих (серия Datalux), не сильно отличаются от матово-белых.
 
В условиях относительно хорошего затемнения большинство материалов характеризовались высокой контрастностью – от 740:1 до 763:1. Тогда как в условиях значительной внешней засветки определились явные лидеры. Приняв контрастность материала Matte White D за 1, мы рассчитали коэффициент контрастности, в данном контексте означающим, во сколько раз контрастность материала при значительной внешней засветке выше контрастности Matte White D. Материалы High Contrast D имели самый высокий коэффициент, т.е. картинка на экранах с таким материалом будет выглядеть гораздо контрастнее, чем на экранах с другими материалами (из протестированных) при одинаковом уровне внешней засветки. Коэффициент контрастности материала High Contrast Sound тоже высокий, но чуть ниже, чем у High Contrast D – сказывается влияние перфорации. High Contrast S занимает промежуточное положение, а коэффициент контрастности остальных образцов был близок к 1.
 
Выводы
Рассмотрим несколько случаев:
1. Проведение презентации. Условия – значительная внешняя засветка, первостепенное значение имеет яркость изображения.
 
Можно рекомендовать использовать материалы с высоким коэффициентом отражения – серий Datalux, Matte White D и материал Matte White P без черного задника. Если требуется обеспечить очень широкий угол обзора, то лучше остановиться на материале Matte White P без черного задника или на совсем матовых Matte White M и Matte White S. Наоборот, если все зрители будут располагаться близко от проектора, то материал High Power позволит получить очень яркую картинку даже от не очень мощного проектора, так как он возвращает свет преимущественно в сторону источника.
 
2. Просмотр кино в хорошо затемненном помещении, нет значительной внешней засветки и переотражения от стен и потолка. Первостепенное значение имеет как яркость, так и контрастность изображения.
 
Если у проектора нет запаса по яркости, то лучше использовать Matte White M и Matte White S, если запас по яркости имеется и не требуются широкие углы обзора, то – материалы серии High Contrast, обеспечивающие чуть большую контрастность.
 
3. Просмотр кино в слабо затемненном помещении, присутствует значительная внешняя засветка.
 
Картинку хорошего качества в таких условиях нельзя получить по определению, но в случае хорошего запаса по яркости материалы серии High Contrast D и High Contrast Sound предотвратят катастрофическое падение контрастности.
 
Отдельно отметим материал High Contrast S как наиболее универсальный, с одной стороны он имеет довольно высокий коэффициент отражения, с другой – при его использовании в условиях внешней засветки контрастность снижается не очень сильно, а относительно широкий угол обзора дает больше вариантов по расположению зрителей относительно экрана.
 
Материал High Contrast D позволяет получать относительно контрастную картинку даже в условиях значительной засветки, но имеет гладкую бликующую поверхность. Т.е. при использовании экрана с таким материалом полотно должно быть натянуто очень ровно, а зрителям лучше находиться в узком секторе, так чтобы свет от проектора отражался точно на них.
 
Приложение. Определение требуемого светового потока
Чтобы изображение на экране имело достаточную яркость компания Projecta при выборе размера экрана и светового потока проектора рекомендует пользоваться следующей формулой:
 
LUX = (световой поток проектора, ANSI лм) / (площадь экрана, м²) * коэффициент отражения полотна
 
При этом LUX должно быть не менее 100 для затемненного помещения и 400 для освещенного.
 
Однако, основываясь на собственном опыте, мы рекомендуем добиваться LUX = 400 даже в случае хорошего затемнения, а при наличии значительной засветки LUX лучше не опускать ниже 800.